Особенности чтения геологической карты


Использование тектонической и геологической карт при изучении полезных ископаемых

Современная программа по школьной географии предусматривает более глубокое изучение полезных ископаемых — исключительно важного вида природных ресурсов. Во многом оно становится возможным благодаря использованию тектонических и геологических карт.

В этой работе нужна определенная последовательность.

В VI классе учащихся знакомят с некоторыми условиями образования полезных ископаемых в связи с магматическими и. осадочными породами. С этой целью изучение темы «Полезные ископаемые» в разделе «Африка» (VI класс) полезно сопроводить схемой размещения магматических полезных ископаемых.

Особенности чтения геологической карты

Место образования магматических полезных ископаемых при внедрении магмы

Эта схема не раскрывает сложного механизме образования руд, но она делает наглядной связь интрузий с образованием руд. Сейчас учащиеся нередко связывают богатство рудными ископаемыми со степенью разрушенности горных систем или вообще с горами как формой рельефа. Надо подчеркнуть, что магматические полезные ископаемые имеются в горах разного возраста. Они залегают, неглубоко не. только там, где сильна разрушены горы, но и в тех местах, где магматические горные породы близко подходят к поверхности. Практика показывает, что однократного объяснения процесса образования ископаемых магматического и осадочного происхождения недостаточно и время от времени надо повторять его. Особенно это важно для курса физической географии СССР. В учебнике VII класса подчеркнута связь кристаллических пород и рудных ископаемых. В дополнение целесообразно повторить их связь с разломами и интрузиями, сообщенную ранее, и на новой основе раскрыть причины богатства фундамента платформ рудными ископаемыми. Эти дополнения непосредственно связаны с чтением тектонических карт и с объяснением размещения, состава и происхождения полезных ископаемых.

Более подробное объяснение происхождения полезных ископаемых опирается на сведения из геологической истории о процессах вулканизма, денудации, содержащиеся в тексте учебника. В целом же в школьном курсе географии условия образования основных минеральных богатств можно описать лишь обобщенно.

Учащиеся должны знать основные закономерности размещения полезных ископаемых — их зависимость от тектонических элементов земной коры, от состава горных пород. Ознакомление шестиклассников с подвижными и относительно устойчивыми участками земной коры в самом начале курса географии материков позволяет связать полезные ископаемые с соответствующими участками земной коры материков и использовать тектоническую карту. Поэтому уже при изучении Африки возможны такие вопросы:

  1. Каковы условия образования полезных ископаемых магматического происхождения?
  2. Почему в Восточной Африке преобладают полезные ископаемые магматического происхождения?
  3. Какие полезные ископаемые преобладают на севере Африки?

Аналогичными вопросами можно пользоваться и при изучении других материков. Однако нужны и обобщающие задания, приводящие в систему знания об условиях образования и размещения ископаемых на материке, например:

  1. Почему на платформах встречаются полезные ископаемые как осадочного, так и магматического происхождения?
  2. Чем объяснить разнообразие полезных ископаемых. Северной Америки?
  3. Почему образование разломов в земной коре способствует образованию полезных ископаемых?

В VII классе изучение полезных ископаемых усложняется, чаще используются карты. Теперь с помощью тектонической и геологической карт объясняют разнообразие полезных ископаемых нашей страны, их приуроченность к отдельным частям территории СССР, указывают возраст пород, с которыми они связаны. Так, при изучении физико-географического обзора СССР учащимся целесообразно задавать следующие вопросы:

  1. Известно, что наша страна богата различными полезными ископаемыми. Чем это объяснить?
  2. Какими полезными ископаемыми богата ваша область? С какими горными породами они связаны?
  3. Почему на платформах имеются месторождения каменного угля, нефти, природного газа?
  4. Наряду с месторождениями осадочного происхождения на платформах встречаются полезные ископаемые магматического происхождения. Чем объяснить разнообразие полезных ископаемых платформ?

Подобные вопросы заставляют анализировать условия образования и размещения полезных ископаемых различного происхождения.

Указанное направление продолжается и при изучении крупных территорий СССР. Задания для чтения карты в\’ второй части курса конкретизируют и развивают начатое в общем физико-географическом обзоре направление в изучении полезных ископаемых. При этом повторяются и закрепляются приемы чтения тектонической и геологической карт.

Так, при изучении Восточно-Европейской равнины полезно предложить учащимся такие задания:

  1. Сравните полезные ископаемые северо-западной и северо-восточной частей Восточно-Европейской равнины. Чем объяснить их различие?
  2. Почему на Русской платформе находят как рудные магматические, так и осадочные полезные ископаемые?

Задания для изучения полезных ископаемых горной территории в принципе не отличаются от предложенных для изучения равнинных территорий. Однако здесь анализ тектонической и геологической карт более точен. Это связано с тем, что на сравнительно небольших территориях горных систем условия образования полезных ископаемых более разнообразны, чем на обширных равнинах. Приведем несколько примеров для Урала, показывающих направление работы учителя:

  1. Чем объяснить разнообразие полезных ископаемых Урала? Подтвердите свой вывод данными геологической карты.
  2. С помощью геологической карты укажите, в какой части Уральского хребта нужно искать рудные полезные ископаемые магматического происхождения.
  3. Назовите общие, особенности размещения полезных ископаемых на западных и восточных склонах Урала, учитывая его геологическое строение.

Предлагаемые задания основаны на чтении тектонической и геологической карт и позволяют правильнее и полнее объяснить происхождение и состав полезных ископаемых. Приемы изучения полезных ископаемых по тектонической, геологической и физической картам закрепляются заданиями по контурным картам. Следует подчеркнуть, что изложенные выше направления удается реализовать при условии целенаправленного и постоянного обучения учащихся приемам чтения различных карт. Ряд заданий предлагается для домашнего выполнения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт