Общие требования к характеристике климата по картам


В методической литературе пока еще нет единой системы чтения климатической карты, охватывающей курсы географии материков и физической географии СССР. Общей целью, объединяющей оба курса, является обучение характеристике климата территории и усвоение климатических условий изучаемых природно-территориальных комплексов разного размера.

Поэтому в начале VI класса перед учащимися ставится задача — научиться по климатической карте описывать, а затем путем наложения карт объяснять Климат материков и их частей. Всю последующую работу по описанию элементов климата и нахождению их причин надо рассматривать как подготовку к развернутой характеристике климата. К такой характеристике предъявляются следующие требования.

Цифровые показатели климата — средние температуры, годовое количество осадков, величина испаряемости — приводятся не для одного какого-либо пункта территории, а для нескольких. С их помощью можно выяснить закономерности изменения климатических условий и затем указать причины, вызывающие эти изменения. Содержание некоторых- климатических карт позволяет указать изменения климатических элементов и по сезонам (температуры, распределение годового количества осадков, ветры).

  1. Климатические различия, как правило, нуждаются в объяснении.
  2. В описаниях указывают основные типы климата, имеющиеся на изучаемой территории.
  3. Характеристика климата должна быть построена в определенной последовательности.
  4. Необходимо обеспечить постепенное увеличение самостоятельности учащихся. На заключительном этапе обучения характеристика климата дается, как правило, без готового типового плана.

Кроме того, в характеристику климата обычно включают оценочные элементы, относящиеся к температурам, годовому количеству осадков, их сезонному распределению и т. д. В географической литературе, например, указывают большое или незначительное количество осадков, резкую континентальность климата, жаркое лето, неравномерность выпадения осадков и т. д. Такая оценка климата делает его характеристику более полнокровной, обеспечивает понимание школьниками качественной стороны количественных явлений.

Перечисленные требования являются общими для VI—VII классов. Однако уровень климатографических работ в курсе физической географии СССР существенно выше. Здесь используется не одна, а несколько карт, в том числе карты распределения солнечной радиации, осадков по сезонам, климатических поясов и типов климата и ряд других. В VII классе полнее знания о климатообразующих факторах. Для их выявления также необходимо несколько карт. В результате можно глубже проникнуть в суть климатических процессов.

В зависимости от содержания работы и степени самостоятельности учащихся можно наметить несколько уровней чтения климатической карты:

  • первый — описание климата по типовому плану, данному учителем или содержащемуся в учебнике, т. е. по образцу;
  • второй — полная характеристика климата территории, включающая описание элементов климата, его типов, климатообразующих факторов с использованием типового плана;
  • третий — описание климата без использования инструкции. Как и на первом уровне, объяснение элементов климата не дается;
  • четвертый — характеристика климата без использования инструкции, дается объяснение элементов климата.

Указанные уровни выделены для развернутых характеристик климата. Они ориентировочны, так как обычно работам школьников свойственны показатели разных уровней. Все же они могут служить известным ориентиром для учителя.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт