В курсе физической географии СССР все имеющиеся знания и умения изучения рельефа реализуются применительно к территории нашей страны. Чтение карт становится еще более подробным и сложным. Наряду с физической и тектонической картами используется и геологическая. Связь рельефа с рельефообразующими факторами особенно важна. В практике школы отмечено, что учащиеся легче называют особенности рельефа, чем объясняют их. Правда, такое объяснение — задача более сложная, чем описание поверхности, так как одна и та же черта рельефа, может быть результатом влияния разных факторов, часто действующих одновременно. Так, возвышенность может быть образована в результате выветривания бывших на ее месте гор или действия четвертичного оледенения, когда на выступе платформы аккумулируются наносы ледника и др.
Существенное значение имеет объяснение причин образования форм рельефа. С этой целью полезно выяснить, в какой последовательности изложен материал о рельефе и его внутреннем строении в учебнике, указать на логику такого построения. Так, в учебнике VII класса в темах «Восточно-Европейская (Русская) равнина», «Пояс гор, окаймляющих Восточно-Европейскую равнину с юга и юго-запада», «Пояс гор Южной Сибири» сначала описано геологическое строение, а затем рельеф. В других темах— «Урал», «Западно-Сибирская равнина», «Восточная Сибирь», «Дальний Восток», «Казахстан и Средняя Азия» — рельеф рассмотрен перед геологическим строением. В общем физико-географическом обзоре СССР последовательность изложения учебного материала такая:
- главные черты рельефа СССР;
- общие геологические понятия, необходимые для изучения рельефа и полезных ископаемых;
- понятие о тектонической и геологической картах;
- геологическая история нашей* страны и развитие природы на ее территории.
При таком подходе обучения учащиеся ориентированы на выявление наиболее существенных черт рельефа территории, определяющих ее геоморфологический облик и связанные с рельефом особенности природы. Учитель напоминает семиклассникам известное им из курса географии материков правило: каждая выявленная особенность поверхности должна быть объяснена, т. е. указаны причины ее возникновения и изменения.
Такое направление позволяет сформировать элементарные приемы геоморфологического анализа, предусматривающего выявление и описание геоморфологических признаков, происхождение изучаемой формы поверхности, определение ее возраста. Для анализа нужен комплекс карт — гипсометрическая, тектоническая и геологическая. К числу морфометрических признаков относят высоты поверхности, ее уклоны, протяженность, степень расчленения. Эти признаки выявляют по гипсометрической карте, а генезис элементов и форм рельефа — по тектонической. Геологическая карта вместе с тектонической позволяет установить возраст и состав пород.
Успешно учить чтению рельефа по физической карте в значительной мере помогает правильное проведение, урока по теме «Разнообразие рельефа СССР». На этом уроке важны две основные образовательные цели: усвоить основные черты рельефа нашей страны; продолжить обучение устанавливать общие особенности рельефа по физической карте, начатое в VI классе. При этом установить особенности рельефа необходимо с помощью физической карты.
К концу этого урока семиклассники должны выявить и усвоить следующие черты рельефа Советского Союза: рельеф СССР разнообразен; на территории нашей страны преобладают равнины; по южным и восточным-окраинам, тянется пояс горных систем разного возраста и происхождения; поверхность нашей страны понижается в основном с юга на. север.
Ряд этих черт характерен и для крупных территорий Советского Союза. Например, основные черты поверхности Восточное Европейской равнины — равнинный характер, небольшие высоты, общее-понижение равнины от центра на север и на юг.
При рассмотрении общих черт горной территории следует указать местоположение гор, направление вытянутости, наибольшие и преобладающие высоты, различия в высоте отдельных частей горной системы. Физическая карта отражает эти признаки.
В конце §11 указаны причины различных черт рельефа нашей страны. Однако эти причины перечислены в общем виде,
что затрудняет их усвоение. В дальнейшем, после „изучения геологического летосчисления, внутреннего строения СССР и развития природы, становится возможным указать, какой или какими причинами можно объяснить каждую черту поверхности СССР. Подробнее об этом сказано ниже.
Большая работа по чтению физической карты выполняется при изучении крупных территорий СССР. Все крупные территории по рельефу удобно разделить на равнинные, горные и со смешанной поверхностью. К равнинным территориям относятся Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины, Восточная Сибирь; к горным— Карпаты, Крым, Кавказ, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток. К территориям с разнообразным рельефом относятся Казахстан и Средняя Азия.
Такая группировка, хотя и условна, позволяет наметить логический подход к анализу поверхности крупных территорий, что важно для сравнения крупных территорий, обеспечивающему обобщение многих понятий, связанных с рельефом, а также для формирования: приемов чтения рельефа по физическим картам.
Для равнинных территорий обычно отмечают их обширность, большие размеры, распределение высот и форм рельефа на них, направление уклона. Эти черты заметно влияют на другие компоненты природы.
Для горных территорий существенны вертикальная и горизонтальная расчлененность: высота хребтов, их направление, характер склонов и др.
Рассмотрим на отдельных примерах методику изучения равнинных и горных территорий с использованием приемов чтения физической карты.
При изучении поверхности Западно-Сибирской равнины сначала рассматривают общие черты ее поверхности. Учащиеся называют эти черты: равнинность, слабая расчлененность, общий уклон к северу. О чашеобразном строении равнины говорит учитель. Затем с помощью физической карты выявляют различия в рельефе отдельных частей Западно-Сибирской равнины: пониженную северную и центральную части, Сибирские Увалы. Далее ставится проблемный вопрос: чем объяснить выявленные нами особенности рельефа? Класс переходит к анализу тектонической и геологической карт, рассматривая внутреннее строение и геологическую историю формирования равнины. В результате становится понятным не только происхождение равнины в целом, но и различия в поверхности ее территории.
Главная черта рельефа горных территорий — ее разнообразие., Оно во многом определяется строением поверхности, более сложными, чем на равнинах, отличиями в экспозиции склонов, высотой, географическим положением хребтов.
При изучении поверхности Дальнего Востока учитель напоминает основные дели изучения рельефа крупной территории и предлагает самостоятельно определить самые характерные черты поверхности Дальнего Востока. Учащиеся называют их по
физической карте: разнообразие рельефа (форм поверхности), преобладание горных систем. В подтверждение учащиеся на карте показывают хребты и нагорья, а также Приамурскую низменность. Продолжая выявлять общие черты рельефа, отмечают направление горных хребтов, преобладание средневысотных гор. Выясняется различие высот Сихотэ-Алиня и гор Камчатки. Учитель подчеркивает, что наиболее высокие части Дальнего Востока находятся на полуострове Камчатка и на Курильских островах, т. е. в восточной части. Материковые горы средневысотные. Еще одна характерная черта, отличающая Дальний Восток от других территорий Советского Союза, — наличие действующих вулканов. В конце изучения рельефа учитель предлагает обобщающее задание: перечислить главные черты рельефа Дальнего Востока. После его выполнения учитель ставит проблемный вопрос: «Чем объяснить установленные нами особенности рельефа?» Соответствующие причины школьники выясняют с помощью тектонической карты. В конце урока школьники выполняют предусмотренное программой задание: описать геологическое строение и рельеф одной из частей Дальнего Востока по геологической, тектонической и физической картам.
Наряду с выяснением общих черт рельефа крупной территории в целом существенное значение имеет описание отдельных форм поверхности, осуществляемое на основе нескольких карт. Как правило, описывают лишь часть крупной территории — Прикаспийскую низменность, север Западно-Сибирской равнины, Камчатку, Курильские острова и др.
Существенная особенность работы с физической картой в VII классе — тесная связь с геологической и тектонической картами. Рассмотрим подробнее эту методику.