ЧТЕНИЕ ТЕКТОНИЧЕСКИХ И ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ


Роль тектонических и геологических карт в изучении физической географии довольно велика. В целом они увеличивают объяснительные возможности школьной географии и лучше обеспечивают практическую направленность знаний.Особенно эти карты необходимы при изучении рельефа и полезных ископаемых. В школьной географии рассматривают преимущественно крупные формы поверхности, возникающие в результате деятельности процессов, происходящих в земной коре. Тектонические и геологические карты отражают эти процессы.

Применяемые в школе тектонические карты различают по охвату территории, содержанию и масштабу. Используются преимущественно общие тектонические карты, на которых изображена земная кора территории СССР и земного шара в целом. Они имеют мелкий масштаб и позволяют судить о наиболее общих особенностях строения и развития земной коры. Кроме того, в учебниках на картах-схемах показано внутреннее строение отдельных частей материков или нашей страны.

Геологические карты сложнее, с ними работают учащиеся VII класса.

Особенности чтения тектонических и геологических карт

Геологические знания сравнительно недавно вошли в школьную географию, поэтому опыт их изучения и в особенности формирования приемов чтения тектонических и геологических карт еще невелик. Все это сказывается на качестве геологических знаний и умений.

Для выяснения уровня чтения карт в конце курса физической географии СССР в ряде школ были проведены проверки.

Проверка ответов показала, что учащиеся неплохо находят на карте основные структуры земной коры — платформы и области складчатости, определяют подвижные и устойчивые участки, указывают горные породы. Значительно Хуже устанавливают связи рельефа и полезных ископаемых о внутренним строением территории.

Наиболее характерно отсутствие объяснения различных черт рельефа. Учащиеся называют их больше, чем могут объяснить. При этом объяснение часто относится к рельефу в целом, а на к отдельным формам поверхности. Многие семиклассники не умеют связать особенности рельефа с его внутренним строением и горными породами. Так, во многих ответах равнинность своей местности учащиеся связали с ее расположением на Восточно-Европейской равнине. При этом, однако, не было указано, что в основании равнины залегает Русская платформа. Среди причин гористости Дальнего Востока были названы разнообразие горных пород по составу и возрасту, неодинаковый возраст территории, неравномерность ее поднятий. Лишь отдельные семиклассники связали подвижность земной коры и процессы горообразования. Были затруднения в объяснении причин разнообразия. рельефа.

Даваемое в ответах обоснование часто кратко, неразвернуто. Ряд учащихся, например, объясняя причины равнинности своей местности, ограничился ссылкой на то, что в ее основании залегает платформа, но не отметил, что платформа сверху сложена осадочными породами, которые залегают горизонтально. Рас* положение самых высоких вершин Дальнего Восток^ на Камчатке объяснено действием вулканов, но связь вулканических

извержений с высотой гор и продолжающимися процессами горообразования не раскрыта. Характерно, что в ответах не всегда имеются ссылки на данные карт.

Наблюдения в школах подтверждают распространенность перечисленных недостатков, Чем же их объяснить?

Таких причин несколько. Самая существенная — недостаточное понимание роли геологических знаний в изучении школьной география. Их надо рассматривать как средство объяснения особенностей И процессов рельефообразования. Сейчас связи геологической истории и геологического строения с рельефом малоконкретны и устанавливаются в целом. Непосредственные связи различных черт рельефа с вызывающими их факторами сравнительно редки. Поэтому тектонические й геологические карты реже, чем нужно, используются для выявления связи рельефа с его внутренним строением.

Много пропусков и в знаниях о размещении и происхождении полезных ископаемых. Почти половина семиклассников объяснила богатство Дальнего Востока полиметаллами и золотом на уровне V класса сильной разрушенностью гор и не упомянула об интрузиях магмы, с которыми чаще всего связано образование рудных ископаемых. Еще сложнее для учащихся оказалось назвать причины разнообразия ископаемых богатств. Часть учащихся связывает его с формами рельефа, а не с внутренним строением территории и слагающими ее горными породами.

Учитывая важность изучения полезных ископаемых, было бы целесообразно дополнить учебники сведениями о происхождении каменного угля в бассейнах. Необходима схема образования полезных ископаемых при внедрении магмы в разломы. Следовало бы не только сослаться на связь магматических и осадочных горных пород с полезными ископаемыми, но и подробнее раскрыть эту связь.

Существенное значение для усвоения знаний имеет практика изучения полезных ископаемых, при которой объяснение их видов, происхождения и размещения дается без необходимого анализа тектонических карт.

Таким образом, нужны изменения и в содержании геологического материала, и в методике чтения тектонических и геологических карт. Необходимо научить школьников различным приёмам их чтения и в особенности самостоятельно устанавливать связи рельефа и полезных ископаемых с внутренним строением, земной коры, ее составом и геологической историей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт