Основные приемы чтения тектонических и геологических карт
Как и все остальные, указанные карты в учебном процессе выполняют ряд функций. Первая из них — описательная, которая позволяет назвать возраст, состав и размещение тектонических структур, а также состав и размещение полезных ископаемых.
Объяснительная функция дает возможность выяснить происхождение магматических пород. В школьных условиях магматические породы связывают с вулканическими процессами и интрузиями. Путем сопоставления тектонических и геологических карт устанавливают приуроченность горных пород к крупным тектоническим, структурам.
Наконец, по картам можно сделать вывод о закономерностях распространения полезных ископаемых в земной коре, которое обусловлено историей геологического развития и составом горных пород.
Познавательные возможности тектонических и геологических карт представим в виде таблицы 3.
Таблица 3
Приемы чтения тектонических и геологических карт
Вместе взятые, указанные в таблице приемы позволяют дать характеристику геологических объектов. Возможности тектонических и геологических карт еще больше увеличиваются при их сопоставлении с физическими картами. Здесь главный прием — нахождение причинно-следственных связей между рельефом, строением и развитием земной коры. Так, по тектонической карте можно объяснить размещение крупных форм земной поверхности, определить их возраст, указать, как действуют на рельеф внутренние процессы в настоящее время. Поэтому необходимо научить учащихся различным приемам использования тектонических и геологических карт.