РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ


Наблюдения показывают, что учебник и особенно его текст на уроках географии используется редко. На него обращают внимание, да и то не всегда, лишь при задании на дом. Наиболее типично отсутствие специального обучения приемам работы с текстом. Учащиеся учатся этим приемам в процессе усвоения географических знаний. Нередко единственной целью работы с учебником считают усвоение темы или какой-либо ее части.

Если учебник и используется, то при этом отсутствует какая-либо система. Особенности содержания и оформления географического учебника учитываются недостаточно. В методической литературе рекомендуются, почти такие же способы работы с текстом, как и по другим предметам. Учителя мало, знают Методику использования географического текста в разных классах. Наиболее труден, по мнению учителей, учебник физической географии СССР, что связано с усложнением знаний, учащиеся не всегда умеют выбрать главное и пытаются заучивать текст целиком.

В работе с текстом редко видят средство активной познавательной деятельности учащихся. Ее считают необходимой лишь для понимания и воспроизведения учебного материала в неизменном виде. Учителя отмечают также отсутствие или недостаток времени на эту работу. В этих условиях образовательные и воспитательные цели урока стремятся достичь с помощью карт, а работу с текстом заменяют своим объяснением.

Недооценка учебника отрицательно сказывается на усвоении географического материала, особенно сложного по содержанию и большого по объему. Многие учащиеся не умеют работать с учебником. Вот один из опытов, который провела Л-. А. Концевая: «Однажды мне довелось присутствовать на уроке географии. Учительница, только что получившая новый восьмой класс, предложила ребятам, открыть учебник, самостоятельно изучить параграф, а потом письменно ответить на три вопроса.

Ребята взялись за работу с некоторым недоумением: очень уж непривычная была контрольная. В конце урока учительница сказала:

—    Я вам открою секрет: мне хотелось проверить, умеете ли вы работать с учебником.

—    Да что вы, Нина Константиновна! — весело закричали школьники. — Мы совсем не умеем работать с учебником!

Проверка контрольной работы показала, что ребята сказали правду: они действительно не владели приемами работы с книгой».

По мнению учителей-географов, которых опрашивали, умеют работать с учебником 45% учащихся V—VII классов; умеют, но слабо — 27%, не умеют работать — 28%.

В настоящее время роль учебника еще больше выросла в связи с переходом на новые программы, содержание которых стало сложнее. «Учебник был, есть и надолго останется в условиях массовой общеобразовательной школы основным средством реализации содержания образования, объем которого заложен в программе»,— справедливо указывает Д. Д. Зуев. Необходимо также предусмотреть обучение различным рациональным приемам использования текста, подготовить школьников к самообразованию после окончания школы.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт