Приемы работы с текстом учебника


В методической литературе обычно указывают следующие приемы работы с учебным текстом: объяснительное чтение, выборочное чтение, составление плана статьи, ответ на вопрос, пересказ текста, установление причинно-следственных связей, нахождение главной мысли, сравнение. Эти приемы одинаковы для многих школьных, предметов и, следовательно, имеют межпредметный характер!‘Тем, самым, естественно, облегчается работа учителя и учащихся.

В то же время при отборе приемов нельзя не учитывать особенностей географического текста. Один из них—наличие в нем постоянной структуры, которую ;можно представить в виде типового плана параграфа или его части. Отсюда следует важный вывод: учащихся надо учить прежде всего приемам анализа типовых планов, данных учителем заранее или открытых самими школьниками. Л. А. Концевая подчеркивает, что наименее используемыми школьниками во всех классах являются приемы составления плана и конспектирование. На уроках эти приемы используются редко, так как требуют для усвоения много времени. Работа класса с готовыми планами экономна во времени и достаточно эффективна.

Характерно также, что составление плана и работа с готовым планом требуют одинаковых приемов, в их числе: отбор материала, деление текста на части, нахождение главной мысли, смысловая группировка и ряд других.

Вторая особенность географических, текстов — их тесная связь с картой. В простых случаях надо найти на карте встречающуюся при чтении географическую номенклатуру. В более сложных — взять из карты ряд сведений, отсутствующих в учебнике, и объединить их с текстом. Следовательно, надо учить школьников сочетанию текста и карты.

Приемы работы с текстом целесообразно рассматривать не разрозненно, а в, тесной связи между собой. Все их можно объединить, по существу, в такие группы:

  1. Приемы составления плана статьи.
  2. Приемы работы с планом, составленным ранее или данным учителем в готовом виде.
  3. Приемы работы, совпадающие с приемами умственной деятельности учащихся: сравнение, нахождение причинно-следственных связей, вывод, обобщение и др.

Вместе с объяснительным и выборочным чтением эти приемы нужны при работе с текстом типового и нетипового построения. Они обеспечивают анализ построения и. содержания текста. Школьники, овладев ими, успешнее усваивают знания, а процесс обучения идет более активно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт