Умение поставить вопрос свидетельствует о понимании самого главного в учебном материале. Ставить вопросы нужно не только к тексту учебника, но и по рассказу учителя, при чтении карты, описании картины, и т. д.
Общая последовательность обучения постановке познавательных вопросов такова:
- объяснение учителем, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Предварительно указывается на два вида текста— описательный и объяснительный, учитель приводит примеры каждого вида текста;
- отыскание учащимися познавательных вопросов в тексте;
- называние учителем в процессе объяснения отдельных частей рассказа, например: «Начиная изучение атмосферных осадков, вначале поставим познавательный вопрос». Иногда вопросов может быть несколько. Так, начиная рассматривать тему «Горы. Различие гор по высоте», учитель сообщает классу.: «Сегодня мы должны выяснить, что, такое горы, как они различаются по высоте». Для учащихся эти вопросы одновременно выступают и как цели урока;
- самостоятельное формулирование учащимися познавательного вопроса, если такого в тексте нет. Например, при изучении водопадов учащиеся составили такие вопросы к первому абзацу подтемы: что такое водопад? Как образуется водопад? Познавательные вопросы можно ставить к части параграфа, абзацу, отрывку;
- постановка вопросов по рассказу учителя. С таким предложением учитель время от времени обращается к классу.
Задание — найти в тексте или сформулировать отсутствующий в нем вопрос — предлагается в классе и для домашнего выполнения. К концу учебного года домашние задания преобладают над классными.
Проверка результатов обучения постановке познавательных вопросов показала, что количество вопросов в экспериментальных классах по сравнению с обычными условиями обучения на 25% больше. Главное же, эти вопросы чаще требуют выяснения причин и условий образования природных объектов и явлений.
Работа со второй частью — утверждением — занимает сравнительно мало времени. Учащиеся находят эту часть в тексте, затем пересказывают ее содержание. В учебнике V класса здесь обычно говорится о причинах возникновения или изменения географических объектов и явлений.
Доказательство представляет собой ряд связанных между собой аргументов, положений, фактов, подводящих к определенному выводу.
Это основная часть текста; все остальные, по существу, обслуживают ее и логически связаны с ней. Она направлена на формирование системы общих географических понятий. Поэтому нужен ее подробный анализ. На что же он должен быть направлен? Главные направления — найти существенные признаки понятия, установить, какие связи и отношения объединяют эти признаки, а также связи между понятиями, выделить стадии образования или изменения объектов и явлений. Такая работа требует использования различных источников знаний, а не только текста учебника.
Что касается текста, то по нему возможны следующие виды заданий:
- осознание того, что должно быть доказано, т. е. рассмотрено и усвоено. Так, при изучении образования равнин учитель просит сформулировать познавательный вопрос к этой части параграфа. Учащиеся сообщают, что надо ответить на вопрос: как образуются равнины?
- прочтение текста и название частей природных объектов, стадий образования и изменения природных явлений. Например, в первом абзаце § 22 предлагается найти определение понятия «равнина» и назвать два ее основных признака. Это обширный участок суши, который имеет ровную или холмистую поверхность. Задание обеспечивает более полное усвоение главных признаков понятия;
- нахождение одной или нескольких Причинно-следственных связей, пример: прочтите последний абзац на с. 112 и укажите, почему борьба за чистоту воздуха имеет международное значение. Или: по тексту на с. 64 укажите, в каких местах чаще образуются овраги;
- подробная характеристика каждой, части природного объекта, стадии явления, способа образования и др., примеры: рассказать, как образуются равнины на месте горной страны; как образуется град. При выполнении таких заданий может быть воспроизведен весь процесс образования или изменения объекта или явления. При подготовке к уроку учитель выделяет стадии природного процесса, на уроке называет их и, если необходимо, записывает на доске. Это облегчает запоминание.
Такая целенаправленная работа позволяет глубже, чем в обычных условиях обучения, усвоить важный в образовательном и воспитательном Отношении материал.
Приемы, необходимые для анализа текста, указаны в следующей таблице:
Таблица 8
Приемы и содержание анализа
Содержание анализа текста |
Основные приемы анализа текста |
Нахождение составных частей географического объекта или явления Выделение стадий их образования или изменения Нахождение связей я отношений Описание объекта или явления в целом и по частям |
Выборочное чтение Сравнение Выборочное чтение Нахождение связей и oтношений. Выборочное чтение Пересказ текста. Группировка материала. Выборочное чтение |
Работа над выводами. Вывод — это суждение, которое следует из предпосылок, исходных суждений и доказательств, приводимых учителем или учебником. С логической точки зрения каждый вывод состоит из двух частей — предпосылок и заключительного суждения. В учебниках обычно в качестве вывода выделено заключительное суждение. И в пятом и в последующих классах учащиеся делают выводы с большим трудом. Во многих ответах они отсутствуют поэтому приходится требовать их дополнительно. Поэтому с первых же уроков в V классе необходимо начать обучение учащихся умению делать выводы. Обучение идет в следующих направлениях:
- объяснение понятия «вывод». Его определение в V классе в полном объёме сообщать необязательно. Достаточно сказать, что в учебнике выводом заканчивается какая-либо часть текста. В последующих классах это можно сделать более полно;
- показ образца вывода. Например, в теме «Внутреннее строение земного шара» после ознакомления со строением земной. коры и ее толщиной в разных, местах предлагается прочитать второй абзац в разделе «Внутреннее — строение Земли» и сделать вывод по, этому материалу. Его можно найти, если сравнить изучаемые объекты на сходству или различию… Так, из цифровых данных учебника следует такой вывод: толщина . литосферы в разных местах неодинакова. Она больше под материками и меньше иод океанами.. Для обучения выводам полезны сравнительные вопросы: что общего имеют низменности, возвышенности, плоскогорья? Чем они различаются? Как они различаются по высоте? И т. д.;
- нахождение вывод а в тексте учебника;
- самостоятельное формулирование учащимися вывода, если в тексте он отсутствует. Так, после изучения темы «Движение воды в океане» можно сделать такой вывод: теперь мы знаем четыре вида движения воды в океане. Их вызывают различные причины. После вывода учащиеся перечислили виды движения воды и причины, их вызывающие.
В этом состоит следующий этап обучения — обоснование вывода предпосылками, подтверждение примерами. Полезно также делать вывод по уроку в целом, что требует отбора наиболее существенного в его содержании, группировки суждений. Такой подход позволяет научить, хотя и с разной полнотой, умению делать выводы по тексту. Эту работу следует продолжить в последующих классах, где роль учебника в этом отношении. однако, меньше.
Следует также подчеркнуть, что анализ текстов объяснительного содержания положительно сказывается на составления плана статей учебника. Правда, в обычных условиях обучения учащиеся также к концу V класса лучше составляют план несложного текста, чем в начале учебного года. Однако при специальном обучении анализу учебника это делается заметно лучше.
Работа с текстом учебника, имеющим заранее заданную структуру, продолжается и в следующих классах.