Обучение постановке познавательных вопросов.


Работа с текстом учебника в VI—VII классах

Учебники но географии материков и физической географии СССР имеют ряд отличий. Самое существенное отличие состоит в том, что структура учебного материала в них более типовая, а последовательность изложения полнее отражает логику географической науки.

В составе природно-территориальных комплексов, изучаемых в VI—VII классах, выделяют типовые части— компоненты:

рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны. Их характеристике предшествует описание географического положения. Изучив, компоненты природы материка или Советского Союза, учащиеся рассматривают природные комплексы меньших размеров — природные области материков, трупные территории нашей страны.

Учащиеся должны знать логику перехода от одного компонента к другому, сущность связей между ними. Это знание позволяет понять построение характеристик территорий. В свою очередь, описание каждого компонента природного комплекса непроизвольно, оно тоже во многом типовое. Так, параграф «Географическое положение и границы СССР» в учебнике VII класса изложен по следующему плану:

  1. Значение географического положения.
  2. Содержание понятия .«географическое положение».
  3. Описание географического положения Советского Союза.
  4. Значение величины территории СССР.

Географическое положение СССР описано так же, как и географическое положение материка Африка, который изучается в VI классе первым. Дополнительно в VII классе обосновано значение размеров нашей страны.

Такая близость структуры учебного материала облегчает его систематизацию я усвоение, организацию урока, повторение, чтение карты.

Учебники тесно связаны с географической картой. Поэтому изучение нового материала по тексту учебника часто предполагает обязательную и довольно развернутую работу с картой. Так, описание физико-географического положения всегда дается по карте, а не по тексту учебника.

Большинство параграфов в учебниках VI—VII классов, содержит. описание особенностей природы, вскрывает их причины, показывает условия хозяйственной деятельности населения. Структура таких текстов сводится обычно к двум видам: от изложения причин к следствиям или от описания особенностей природы к факторам, их определяющим. Так, подтема «Распределение осадков по территории страны»  (§22 учебника VII класса) написана по такому плану:

  1. Факторы, влияющие на распределение осадков.
  2. Неравномерность выпадения осадков по сезонам года и ее причины.
  3. Распределение снежного покрова по территории страны.
  4. Годовое количество осадков в разных частях Советского Союза.

Как видно, в параграфе сначала описаны причины, определяющие распределение осадков по сезонам года и по территория страны, а затем уже изложены особенности распределения осадков.

Тесно связаны текст и иллюстрации учебника, ведь ни один источник знаний не может изложить сведения об изучаемых объектах и явлениях в полном объеме. Кроме того, различные источники по-разному обеспечивают понятийную и образную сторону знаний.

Анализ построения географических текстов. В VI—VII классах продолжается ознакомление учащихся с готовыми планами, по которым можно анализировать текст. Эта работа идет в нескольких направлениях.

Первое — ознакомление с последовательностью изучения материков, их областей, Советского Союза, его крупных территорий. В начале учебника VI класса изложен план изучения каждого материка в целом. Переходя к природным областям Африки, учитель сообщает план изучения каждой области.

Далее учащимся предлагается в подтеме «Субтропический Север» назвать абзацы, относящиеся к рельефу, климату, природным зонам, занятиям населения. Учитель обращает внимание шестиклассников на то, что в тексте нет описания географического положения, ничего не сказано о реках. Эти сведения, если необходимо, берут из карты. Занятия же населения описаны в двух абзацах— сельского населения, городского.

В VII классе учитель сообщает сведения о построении текста в начале курса и при изучении крупных территорий СССР.

Второе направление — ознакомление с построением отдельных тем.

Одновременно удобно знакомить с целями изучения темы — компонента природы, так как эти цели примерно одинаковы для. курсов географии материков и физической географии СССР, о чем говорилось выше. Так, рельеф материков и территории Советского Союза (крупных территорий) изучают, выясняя сначала общие особенности рельефа, затем его различия, рельефообразующие факторы. Поэтому в параграфах учебника имеются абзацы, в которых названы общие особенности рельефа, описаны его отдельные формы, рассмотрены условия и процесс развития рельефа.

Такое ознакомление осуществляется и на примере других тем —климата, внутренних вод, природных зон, природных комплексов крупных территорий СССР. Что касается географического положения, то при отсутствии времени достаточно сказать, что текст описывает географическое положение неполно И его надо изучать по карте. В учебниках неплохо назвать типовые элементы характеристики различных компонентов природы. Такие сведения уместны как в начале, так и в конце параграфа.

После ознакомления со схемой изложения материала в учебнике нужно закрепить знания о построении текста, отыскать в нем отдельные части. К ним относятся задания найти в параграфе материал по всем пунктам плана, данного учителем или учебником. Например, предлагается назвать по учебнику VI класса все пункты плана, по которому изложена тема «Влажные экваториальные леса Африки». После выполнения этого несложного задания учитель указывает, что по такому же плану изложен материал по другим природным зонам. Другой пример задания: в тексте учебника о пустынях и полупустынях Африки назовите абзацы, в которых говорится о географическом положении, климате, почвах, растительности и животном мире этих зон.

Если нет времени для анализа построения текста, то его план записывают на доске и указывают, что его следует использовать в последующих темах. Так, общая характеристика морей Северного Ледовитого и Тихого океанов в теме «Моря, омывающие СССР» изложена примерно по одной схеме:

  1. Особенности котловин морей:
    • а) образование котловин;
    • б) очертания и характер береговой линии.
  2. Свойства океанских и морских вод:
    • а) температурные условия, их изменение и причины;
    • б) соленость вод, ее различия.
  3. Естественные ресурсы морей.

Учитель записывает этот план на доске и пользуется им при объяснении темы.

Следующий вид заданий—отыскать в тексте материал по отдельным пунктам плана. Такие задания преобладают на уроках: они меньше по объему и возможны после ознакомления с общей схемой изучения темы. Предлагается не только найти в тексте материал, но .и дать анализ его содержания. Нужные сведения могут быть изложены в одном абзаце, иногда в двух и более. Тогда необходима группировка материала. Так, сведения о. температурных условиях морей Северного Ледовитого океана, включая сведения о ледовитости, изложены в четырех абзацах. Группировка имеет смысловую основу. Ледовитость морей связана с климатическими условиями бассейна Северного Ледовитого океанами их -изменением с запада на восток.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт