Приемы работы с текстом учебника

В методической литературе обычно указывают следующие приемы работы с учебным текстом: объяснительное чтение, выборочное чтение, составление плана статьи, ответ на вопрос, пересказ текста, установление причинно-следственных связей, нахождение главной мысли, сравнение. Эти приемы одинаковы для многих школьных, предметов и, следовательно, имеют межпредметный характер! Тем, самым, естественно, облегчается работа учителя и учащихся. Читать далее «Приемы работы с текстом учебника»

Обучение постановке познавательных вопросов.

Умение поставить вопрос свидетельствует о понимании самого главного в учебном материале. Ставить вопросы нужно не только к тексту учебника, но и по рассказу учителя, при чтении карты, описании картины, и т. д. Читать далее «Обучение постановке познавательных вопросов.»

Анализ содержания географических текстов.

Эта работа требует больше всего времени. В целом приемы анализа текста те же, что и в V классе, только усложняется анализируемое содержание. Единичные понятия, преобладающие в VI—VII классах, имеют много признаков, содержат больше причинно-следственных связей. Усложняются связи и между единичными понятиями. Не рассматривая всех приемов анализа текста, остановимся лишь на примере анализа причинно-следственных связей. В теме учебника VII класса «Климат, реки и озера Восточной Сибири» самая сложная часть текста —первые два абзаца. Их можно проработать по учебнику. Учащиеся, прочитав абзацы, называют главные черты климата— резкую континентальность и суровость. Учитель просит указать, пользуясь текстом, их причины. Это географическое положение и условия атмосферной циркуляции. Как видно, основные причины названы в довольно общей форме, поэтому их нужно конкретизировать. Предлагается уточняющий вопрос: «Какая особенность географического положения влияет на резкую континентальность и суровость климата?» Это большая удаленность от Атлантического океана. Учащиеся устанавливают ее самостоятельно, так как в тексте о ней ничего не сказано. Читать далее «Анализ содержания географических текстов.»

ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Значение причинно-следственных связей

Не описывать, а объяснять и затем преобразовывать окружающую нас природу — одна из главных задач советской географии. Современная физическая география исследует связи между различными природными явлениями, природой и хозяйственной деятельностью человека. Знание связей и взаимосвязей обеспечивает возможность географического прогноза — предсказания изменений в природной среде в результате вмешательства человека. Читать далее «ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ»

Виды причинно-следственных связей и основные приемы их определения

В школьных курсах физической географии изучают различные причинные зависимости. Чаще всего их группируют по географическому содержанию. Так, В. А. Коринская предлагает следующую классификацию:

Виды причинно-следственных связей и основные приемы их определения Читать далее «Виды причинно-следственных связей и основные приемы их определения»

Общие направления обучения причинно-следственным связям

Независимо от содержания учебного материала и источников географических знаний разных классов в установлении причинно-следственных связей выделяют общие направления;

  • постановка перед учащимися цели выявлять причины образования или изменения географических объектов и явлений;
  • обучение умению различать причины и следствия;
  • тренировочные упражнения в нахождении связей;
  • самостоятельное связывание причин и следствий школьниками, перенос приемов в новые условия обучения.

Эти направления не исчерпывают всей работы учителя и учащихся, но составляют ее основу. При подготовке к уроку полезно изучить содержание нового, материала и выявить, какие причинно-следственные связи входят в его состав. Анализ учебника покажет, каким явлениям в тексте дано объяснение, достаточно ли оно, нет ли необходимости в дополнительных доказательствах в использовании краеведческого материала, наглядных пособий. Затем определяют, как и какими способами целесообразнее изучать причинные связи. Читать далее «Общие направления обучения причинно-следственным связям»