Общие направления обучения причинно-следственным связям


Изучение причинно-следственных связей в V классе

Методика изучения связей в разных классах имеет свои особенности. Она зависит от содержания курса, возрастных особенностей школьников, от уровня их обученности.

В V классе учащиеся знакомятся с понятиями «причина», «следствие», «причинно-следственная связь», «описание», «объяснение». Начинается обучение умению различать причины и следствия в тексте учебника,. Продолжается накопление знаний -о природных объектах и явлениях. Школьники учатся отыскивать их признаки, отделять главные от менее существенных. Поэтому в V классе много заданий найти части природного объекта или явления, перечислить различные причины. Для этой цели используются вопросы и задания учебника, например: как раз в V классе причинных связей сравнительно немного, но почти каждая изучается впервые. По мнению психологов, причинно-следственные связи усваиваются лучше, если мышление школьников опирается на конкретные, особенно зрительные образы. Наглядный показ можно. обеспечить различными способами, прежде всего с помощью местной природы. Учащиеся убеждаются в том, Что происходящие в окружающей природе изменения имеют свои причины: смена времен года есть следствие шарообразности Земли и годового движения нашей планеты вокруг Солнца, смена воздушных масс вызывает изменение погоды, деятельность временных потоков воды — образование оврагов. Местный материал служит основой формирования различных понятий, он позволяет наглядно увидеть, как различные причины воздействуют на природу и ее элементы.

Наглядно показать связи в природе позволяют различные наглядные пособия — кинофильмы (с помощью динамических схем), стенные картины, диапозитивы. Полезно использовать для этой цели различные схемы.

Приведем одну из них, изображающую связи между элементами реки и рельефом:

Общие направления обучения причинно-следственным связям

Наглядному показу связей в природе помогают также различные таблицы, в одной из граф которых указаны причины, а в другой — вызываемые ими следствия. Рекомендуемые в, Методической литературе таблицы можно несколько изменить, для этой цели. Так, при рассмотрении материала об образовании я изменении равнин учащиеся самостоятельно назвали географические факторы, действующие на нашу поверхность, а затем установили результаты их воздействия.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт