Методы обучения в современной школе


Совершенствование программ и учебников — первое важнейшее условие повышения качества обучения. Но необходимо и второе условие: совершенствование процесса обучения, повышение его качества. Это большая, сложная, многоаспектная проблема. Не охватывая ее полностью, авторы настоящего сборника сосредоточили свое внимание на важнейшем его звене — на методах обучения. Что же представляет собою метод обучения?

Метод обучения «предполагает прежде всего цель учителя и его деятельность наличными у него средствами… Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения учеником изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат, обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели. Таким образом, любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования… Иначе говоря, метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоения учеником содержания образования». Существуют и другие определения метода обучения, но все они сходны в одном: в утверждении единства обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.

В современной дидактике и методиках учебных предметов существуют разные точки зрения на обоснование и классификацию методов обучения. Авторы настоящей книги исходят, в основном, из дидактической системы методов обучения, разработанной И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и изложенной в ряде работ этих исследователей, в частности в упомянутой выше «Дидактике средней школы». Эта система методов привлекает методистов не только своей теоретической обоснованностью, но и ясностью, простотой, что для школьной практики чрезвычайно ценно. Естественно, что исходя из принципов этой системы, методы обучения по разным учебным предметам приобретают свою специфику в зависимости от содержания, образовательных, развивающих и воспитательных задач каждого предмета, особенностей познавательной, учебной деятельности школьников.

В предлагаемом читателю сборнике большое внимание уделяется раскрытию особенностей содержания учебных предметов: их системы, структуры, образовательной и воспитательной роли. Это основа для обоснования методов и приемов обучения в каждом предмете, а также для эффективного их применения, что конкретно показано в соответствующих статьях. В связи с этим указывается на внутрипредметные (межкурсовые) и межпредметные связи учебных предметов, например: межкурсовые связи в преподавании истории, межпредметные связи в преподавании литературы, истории и обществоведения, а также искусства живописи и театра; экономической географии— с историей, физики — с химией и пр. Установление межпредметных связей важно как для систематизации материала, для более эффективного применения полученных знаний, так и для более широкого понимания жизни природы, и общества, представления о научной картине мира, воспитания учащихся в духе коммунистических идеалов.

Сознательное усвоение основ наук непосредственно связано с разносторонним развитием школьников — обогащением их восприятия объективного мира, умением наблюдать явления жизни, природы и общества, собирать факты, анализировать их, обобщать, рассуждать, делать выводы, применять полученные знания в новых условиях, развивать культуру мысли и культуру чувств. И в этом отношении каждый учебный предмет обобщает духовный мир школьника. Ответственная задача школы и целом и каждого учебного предмета в отдельности — формирование коммунистического мировоззрения учащихся. «Незыблемая основа коммунистического воспитания — формирование марксистско-ленинского мировоззрения. Важно добиваться глубокого усвоения всеми коммунистами, трудящимися революционного учения Маркса, Энгельса, Ленина, дающего ключ к постижению и решению сложнейших проблем общественного развития».

Эта важнейшая задача также нашла отражение в статьях сборника, посвященных как гуманитарным, так и естественнонаучным дисциплинам. Возрастает значение теоретических значим. Овладение учащимися-старшеклассниками основами марксистско-ленинского мировоззрения обусловливает развитие у них диалектико-материалистического мышления. Это, безусловно, очень сложный вопрос, которому авторы также уделяют вниманиe и статьях сборника.

Основная задача совершенствования методов обучения, как но указано в постановлении ЦК КПСС, заключается в том, чтобы учащиеся не только сознательно и прочно овладели изучаемым материалом, но и приобрели умение самостоятельно приобретать знания. Решение этой сложной задачи не может ныть однозначным: надо учитывать разные стороны процесса усвоения знаний и в соответствии с этим многообразие сочетании методов и приемов обучения. На XIX съезде ВЛКСМ было отмечено, что в современной школе должны идти рядом учеба и груд, школа Должна готовить молодежь к жизни и борьбе за осуществление грандиозных планов коммунистического строительства.

И основе специальных умений усвоения того или иного учебного предмета лежит освоение методов соответствующей науки в доступных учащимся объеме и форме. Методы науки входят в содержание каждого учебного предмета и в то же время обусловливают внутреннюю, специальную сторону методов обучения, свойственных данному предмету. Авторы сборника уделяют большое внимание усвоению методов науки, связанных в естественнонаучных дисциплинах с вопросами производства—химического, физического и пр. Развитие специальных умений, их применение в процессе усвоения нового материала, решении учебных проблемных заданий — одно из необходимых условий эффективного обучения. Очень большое значение имеет интеpec учащихся, живое, эмоционально положительное отношение к учебной работе; развитие интереса — предпосылка успешности и относительной легкости усвоения учебного материала.

Как уже говорилось выше, методы обучения, помимо общедидактических основ, обусловлены спецификой учебного предмета, отражают его содержание и методологию. Но учебный предмет многообразен, заключает в себе материал, требующий и яркости представления, и живого воображения, и цепкой памяти, напряженности и силы мысли. Все это требует разнообразия работы учителя и учебной деятельности учащихся, а значит, различных методов обучения.

Выбор метода, прежде всего, обусловлен характером данного материала и уровнем развития учащихся, степенью их способности усвоить данный материал с помощью того или иного метода. Большой и сложный вопрос — правильное в данных конкретных условиях соотношение репродуктивной и поисковой учебной деятельности учащихся. Надо отметить, особенно в условиях насыщенного курса средней школы, большое значение рассказа и показа учителя, непосредственного обучения школьников эффективным приемам учебной работы. «На уроках должна быть усилена объяснительная функция преподавания. К сожалению, еще нередко превалирует информативность, а не доказательность изложения, беседы и пр. Без повышения объяснительной роли обучения нельзя рассчитывать на успешное внедрение поисковых, проблемных приемов обучения, которые побуждают учеников высказывать предположения, находить аргументы, сравнивать, т. е. делать самостоятельные шаги в усвоении нового материала».

Учитывая уровень знаний, возможности учащихся, надо заинтересовать их относительно сложной работой, требующей самостоятельного поиска, и почаще поощрять их при удачном выполнении заданий, открывая в то же время перспективу дальнейших поисков.

Как правильно отмечается дидактами и методистами, выбор метода, а чаще выбор разных методов и приемов в их рациональном сочетании обусловлен особенностями данной учебной структуры. Если, например, для решения поискового задания школьникам явно не хватает Каких-то дополнительных знаний, эвристический или исследовательский метод целесообразно сочетать с репродуктивным. Продумывание учителем учебных ситуаций с учетом особенностей данного учебного материала, степени его новизны и сложности, наличия знаний и умений учащихся и в соответствии с этим выбор наиболее эффективного сочетания различных методов, способствующих наиболее высокому результату в усвоении, темы или части ее на данном уроке, — необходимое условие рационального обучения школьников. 

Авторы данного сборника останавливают внимание читателей не только на методах и приемах, но и на различных формах педагогического процесса, принятых на классных и внеклассных занятиях, исходя из последних достижений методики и передовой практики школы.

Сборник состоит из ряда статей, посвященных отдельным учебным предметам школьного курса. Статья, открывающая сборник, посвящена проблеме развития речи учащихся, поскольку овладение богатой, целенаправленной речью необходимо для достаточно четкого, осознанного и практически целесообразного усвоения всех учебных предметов. В настоящее время в программах, учебных и методических пособиях нет достаточной согласованности в требованиях к устной и письменной речи учащихся. Автор совершенно правильно обосновывает мысль о необходимости единства требований на основе базовой программы по русскому языку. Заключительная статья останавливает внимание учителей и особенно директоров и заведующих учебной частью школ на важном вопросе о внутришкольном контроле на основе единых требований к учащимся.

Авторы сборника выражают надежду, что их труд в известной мере будет способствовать как дальнейшей теоретической разработке проблемы методов обучения по отдельным предметам, так и непосредственной практической работе школ по повышению качества обучения учащихся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт