Общие направления обучения причинно-следственным связям


Независимо от содержания учебного материала и источников географических знаний разных классов в установлении причинно-следственных связей выделяют общие направления;

  • постановка перед учащимися цели выявлять причины образования или изменения географических объектов и явлений;
  • обучение умению различать причины и следствия;
  • тренировочные упражнения в нахождении связей;
  • самостоятельное связывание причин и следствий школьниками, перенос приемов в новые условия обучения.

Эти направления не исчерпывают всей работы учителя и учащихся, но составляют ее основу. При подготовке к уроку полезно изучить содержание нового, материала и выявить, какие причинно-следственные связи входят в его состав. Анализ учебника покажет, каким явлениям в тексте дано объяснение, достаточно ли оно, нет ли необходимости в дополнительных доказательствах в использовании краеведческого материала, наглядных пособий. Затем определяют, как и какими способами целесообразнее изучать причинные связи.

Постановка цели выявлять причины. Главное в обучении любому приему учебного труда — активная самостоятельная деятельность учащихся. По-настоящему активной она может стать при условий, если школьники осознают свои приемы работы, их значение и содержание. Особенно это важно для приемов умственной деятельности, которые осознаются школьниками с большим трудом.

Уже на первом уроке в V классе учитель рассказывает о задачах географической науки, подчеркивает, что современная география не только описывает природу Земли, но и объясняет, почему она неодинакова в разных местах земного шара, какие причины вызывают эти изменения. Знание причин позволяет правильно использовать природу в интересах человека, умело и обоснованно охранять ее. Объяснительную функцию географической науки учитель подчеркивает и в дальнейшем.

Умственному развитию школьников и нахождению причинно-следственных связей помогает понимание школьниками смысла ряда специальных понятий и терминов. В нынешних учебниках физической географии есть словари понятий и терминов. Пока в них отсутствуют такие понятия, как описание, процесс, причина, следствие, развитие, связь, взаимосвязь, объяснение и др. Поэтому вполне Целесообразно постепенно вводить в обиход школьников указанные понятия, раскрывать их содержание.

Уже на уроках природоведения учащиеся узнают, что такое тело, вещество, явление природы. В V классе следует напомнить, что окружающая нас природа состоит из предметов и явлений. Природные тела — это горы, полезные ископаемые, лед, растения, и др. Явление — это изменение природы. К природным явлениям относятся извержение вулкана, течение реки, погода, климат, дождь и др. Каждый предмет или явление природы имеет ряд признаков (свойств), но которым их можно различить между собой. Признак —это отличительная особенность.

Ознакомление с названными выше понятиями начинается в V классе при изучении раздела «Литосфера и рельеф» и продолжается в последующих по мере расширения круга географических предметов и явлений.

Нередко при изложении своих знаний учащиеся забывают включать в ответ причинно-следственные связи.. Поэтому большинства дополнительных вопросов учителя требует от школьников объяснения, вскрытия: причин. Гораздо важнее, чтобы учащиеся сами понимали необходимость объяснения причин. Учитывая это, учитель раскрывает понятия «описание» и «объяснение».

В VI—VII классах можно указать, что в описании географических объектов и явлений обычно называют их основные черты (признаки), какие-либо факты, относящиеся к ним. Примером описания является картина погоды в экваториальном климате, описание горного хребта, рассказ о географическом положении.

Объяснение сложнее, оно включает изложение причинно-следственных связей. Природные объекты и явления постоянно изменяются. Их изменение вызывают различные причины, которые надо указать в своем рассказе. Зная причины, можно объяснить, как образовались тры, отчего они изменяются, почему осадки в экваториальном климате выпадают круглей год, почему реки в субэкваториальном климате неодинаково полноводны по сезонам и т. д.

Учитель сообщает свои требования к ответам и просит не забывать о причинах. Эти требования время от времени подкрепляются -соответствующими заданиями, например: объясните, что такое цунами и от чего они возникают. Найдите в учебнике место, где дано объяснение причин разной силы ветра. Назовите эту причину (V класс). Что мы должны выяснить ври изучении климата материка? Почему в капиталистических странах хищнически относятся к природе? (VI класс). На какие вопросы надо ответить при изучении температур зимы и лета на Урале? (VII класс).

В свою очередь, учитель полно и убедительно раскрывает механизм действия причины на различные объекты и явления. Такая направленность обучения помогает добиться более полных ответов, включающих причины образования и изменения — рассматриваемых объектов и явлений.

Различение причин и следствий. Следующая цель — научить самостоятельно различать причины и следствия как в отдельности, так и в их связи. Это направление предусматривает объяснение терминов «причина» и. «следствие». Причина —это какое-либо явление, которое вызывает изменения в других предметах и явлениях.

В конце VI и в VII классе вводится новое название причины— «фактор», принятое в географической науке. Чаще всего Называют климатообразующие факторы, хотя знакомят и с рядом других — факторами рельефообразования, почвообразования и др. Учитель объясняет, что действие причины всегда выбывает следствие. Причинно-следственную связь полезно изобразить на классной доске или на плакате в виде схемы

Общие направления обучения причинно-следственным связям

Причинно-следственная связь.

Схема делает связь более наглядной, облегчая ее усвоение. Схемы нужны не только в начале обучения, но и на более поздней ступени, особенно когда необходимо показать цепочку причин, действующих в природе. Так, объяснение причин большого количества осадков на западных склонах Урала в VII классе

становится полнее и правильнее, если процесс — образования осадков на этих склонах изобразить в виде следующей цепочки:

Общие направления обучения причинно-следственным связям

Чаще всего из объяснения выпадает этап конденсации водяных, паров, поэтому учитель специальна подчеркивает эту стадию.    

Стрелка показывает направление действия одной или нескольких причин. Известно, что наиболее сложны для усвоения взаимосвязи. Их также изображают в виде схемы. Так, в

V классе связи в природном комплексе можно показать следующим образом:

Общие направления обучения причинно-следственным связям

Связи в природном комплексе, В последующих классах схема усложняется.

Различать причины и следствия помогает работа с учебником. В его тексте содержится много причинно-следственных связей, поэтому надо уметь их находить. Анализ текста, связанный с нахождением причин и следствий, проводится во всех классах. Приведем нисколько примеров заданий из V класса:

  •     В тексте учебника найдите определение озера. Назовите две его составные части. Какие вы знаете причины образования оперных котловин?
  •     Прочтите нужный абзац и назовите главную причину Образования дельты.
  •     Найдите в учебнике объяснение причин разлива рек в разных местах земного шара.

Подобные задания предлагаются в классе и для домашнего анализа.

На различение причин и следствий влияет не только содержание заданий учителя, но и текст. Иногда в нем причины и следствия даются не в систематизированном виде, что затрудняет их анализ и усвоение. Если можно, полезно назвать их в виде типового плана (описания рельефа, климата, внутренних вод и других компонентов), записав его в тетради.

Различение причин и следствий невозможно без их четкого знания. Поэтому многие учителя систематически повторяют климатообразующие факторы, различные типовые планы описания по карте. Еще эффективнее показать действие причины в разных природных условиях. Так, на первом уроке в разделе «Гидросфера» в V классе при знакомстве с водной оболочкой Земли учащиеся усваивают главную особенность (закономерность развития) — мировой круговорот воды. Учитель называет главную особенность развития гидросферы и ее причину. В дальнейшем учащиеся возвращаются к ней при анализе влияния рельефа на реки, когда выясняют, почему течение воды в реке не прекращается. На повторительно обобщающем уроке по разделу «Гидросфера» учащиеся еще раз вспоминают свойства воды, называют главную особенность водной оболочки Земли и делают вывод, что вода в природе находится в постоянном движении. Такое систематическое повторение причины на разном учебном материале позволяет ее усвоить более прочно.

Значительно сложнее запомнить несколько причин, вызывающих какое-либо явление. Здесь нужны другие методические приемы. Изучая сходные явления природы, полезно подчеркнуть их близость, а затем обобщить причины, которые их вызывают. Так, в теме «Движение воды в океанах» в V классе, говоря о приливах и отливах, учитель подчеркивает, что все это разные виды движения воды в океанах, только вызывают их не ветры, а другие причины. В конце темы учащиеся выполняют обобщающее задание: назовите виды движения воды в океане и укажите их причины. Такие вопросы и задания необходимы в разных темах и классах, например: от каких причин зависит солнечная радиация? От чего зависит распределение осадков по сезонам года? И др. Задания обобщить причины образования или изменения природных объектов и явлений типичны в разных классах. Учащиеся перечисляют климатообразующие факторы, причины разнообразия климатов СССР, называют особенности географического положения территорий, от которых зависит их климат, и т. д. Такие задания могут иметь как воспроизводящий, так и творческий характер. Особенно часты они на повторительно-обобщающих уроках.

Во многих школах полнота выяснения причин обеспечивается опросом большого числа школьников. Если, например, надо назвать пять климатообразующих факторов, то называют их четыре или пять учащихся. Такое обучение не обеспечивает полных знаний. Нужно требовать, чтобы все причины были названы одним учеником и только, при затруднении привлекать других учащихся. Это требование — одно из средств добиться полных и связных ответов не только при воспроизведении знаний, но и при самостоятельном поиске причин и следствий.

Школьникам нередко требуется помощь учителя или класса. В этих случаях полезно предложить подготовиться к ответу у доски, выписав на ней известные ученику причины. Класс имеет возможность контролировать содержание ответа, а отвечающий ученик —не спеша обдумать его. Помочь полнее назвать причины может, вопрос «с подсказкой», например: какие четыре способа образования равнин вы знаете? От каких двух факторов зависит солнечная радиация?

Нахождение учащимися причинно-следственных связей. Познавательная деятельность учащихся с причинно-следственными связями может быть различной — от их воспроизведения в усвоенном ранее виде до самостоятельного нахождения.

Воспроизведение связей в том виде, как они были первоначально названы учителем и отражены учебником,— наиболее распространенный- прием их изучения. Он помогает накопить знания о связях, учит различать причины и следствия, позволяет овладеть аналогией как средством установления связей. Легче выполнять и творческие задания, требующие объяснения новых фактов, новых природных и хозяйственных явлений;

Задания творческого содержания чаще всего требуют объяснения новых фактов уже известными учащимся причинами или поиска новых причин наряду с уже известными. Этот творческий процесс во многом управляем. Самостоятельно находить нужные связи’ может помочь специальная инструкция.

Как правильно найти причину

  1. Каждый предмет или явление имеет ряд признаков. Выдели первый признак, который надо объяснить.
  2. Укажи его особенности.
  3. Вспомни или отыщи причины, которыми можно объяснить найденные особенности признака.
  4. Соедини объясняемый-признак е нужными причинами (одной или несколькими).

Объясняя, как пользоваться инструкцией, учитель указывает, что при изучении природных объектов и явлений вначале обращают внимание на их признаки —размеры, форму, цвет, учитывают месторасположение на земной поверхности. Например, один из главных признаков гор — это их высота. Поэтому при изучении гор мы всегда находим на карте их высоту. Объясняемые признаки называют учитель или учащиеся, находя их на карте, стенной картине, по тексту учебника и т. д. Чаще всего их устанавливают по географическим картам, что требует хорошего умения- анализировать их содержание. При этом широко используются типовые планы описания объектов.

Следующее-действие —найти особенности объясняемого признака. С этой целью нужно установить, в каком отношении изменяется признак или отличается от аналогичных, признаков других предметов. Например, по высоте горы делят на низкие, средние и высокие. Читая карту, нужно определить, какие горы по высоте, какая часть горного хребта наиболее высока, где расположена самая высокая вершина. Вершины гор могут быть острыми или округлыми. Все это особенности гор.

Для определения особенностей изучаемых в географии объектов и явлений нужна постоянная тренировка школьников. Она ведется на всем протяжении изучения географии, ведь выявление существенных особенностей есть типичная задача как научной, так и школьной географии.

Далее нужно объяснить особенности объекта. Почему, например, горы бывают* высокими и низкими, с крутыми, или пологими склонами? Вначале соответствующие причины называет учитель. Он указывает, что высота гор зависит от нескольких условий — их возраста, процессов разрушения, омоложения, от того, какими породами они сложены. Высокие горы, как правило, возникли недавно, они еще не успели сильно разрушиться. Если горы возникли давно, то, возможно, впоследствии они были приподняты. Есть горы одинакового возраста, но разной высоты. По-видимому, они сложены разными по твердости горными породами. В VII классе учитель подчеркивает, что по тектонической карте определяют возраст рельефа, а по геологической — состав горных порой.

Обучение самостоятельному отысканию причин начинается в V классе. Его методику рассмотрим на примере следующего вопроса из темы учебника «Вулканы. Горячие источники»: почему в районах вулканической деятельности образуются горячие источники?

Учитель предлагает учащимся, пользуясь инструкцией, объяснить расположение горячих источников. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Какие особенности имеет вода источников, расположенных в вулканических районах?
  2. В каких случаях подземная вода может быть горячей?
  3. Почему горячие источники часто образуются з районах вулканической деятельности?

«Значит, — делает вывод учитель, — нагревание подземной воды магмой и есть причина расположения горячих источников недалеко от вулканов».

Приведенный пример несложен с географической точки зрения и поэтому удобен для обучения. Образование горячих источников всегда связано с вулканической деятельностью и магмой, расположенной близко к земной поверхности, поэтому задание не представляет большой трудности. Учащиеся пользуются инструкцией, им ясна последовательность вопросов учителя. Однако нужны определенные усилия, чтобы запомнить эту последовательность. Схему нахождения причины с помощью инструкции время от времени повторяют.

В VI—VII классах изучают такие природные процессы, которые вызваны не одной, а несколькими причинами. Найти их значительно сложнее. Резко возрастает объем работы, изменяется и содержание умственной деятельности школьников, Связи становятся более разносторонними и часто относятся к нескольким компонентам природы, имеют характер взаимосвязей. Теперь ..зависимости устанавливают в соподчинении.

В этих условиях необходимо научить учащихся новому приему установления причинно-следственных связей. Он состоит в следующем:

  1. Анализ сразу большой группы признаков выделение существенных признаков в. изучаемом материале и установление взаимоотношений между ними.
  2. Предвидение ряда возможных причинных связей.
  3. Выделение главной причины и построение ряда причин в нужной последовательности.

Этот прием более сложен. Поэтому снова возрастает, роль учителя в объяснении связей, большое значение приобретает беседа как метод обучения. Рассмотрим этот прием на примере.

При изучении темы «Атмосферная циркуляция и климат» в VII классе после ознакомления учащихся с воздушными массами предлагается задание: объясните, почему в нашей местности зимой подолгу стоит морозная погода. Ход выполнения этого задания таков.

Вначале учащиеся указывают признаки зимней погоды. Это холодный воздух, сильные морозы, безоблачное небо, отсутствие осадков. Учитель спрашивает учащихся. «Связаны ли эти признаки между собой? Какая причина связывает их?» Такой причиной являются воздушная масса и ее свойства. Предлагается назвать воздушные массы, действующие на нашу местность зимой. Учащиеся называют эти воздушные массы — арктические и морские умеренных широт. Учащиеся уже знают свойства этих масс и указывают, что морозную, холодную и ясную без осадков погоду приносят в нашу местность арктические воздушные массы, отличающиеся низкой температурой, большой прозрачностью и небольшим количеством водяных паров.

Таким образом, решение этой задачи состоит в том, чтобы правильно выделить свойства (признаки) морозной погоды, выявить ее возможные причины в виде свойств арктических воздушных масс и зятем соотнести их между собой.

В тех случаях, когда задание вызывает у школьников трудности, полезно сначала предложить более легкое задание, цель которого подвести к решению основного. Учащиеся могут быстрее объяснить, почему в. нашей местности подолгу стоит морозная погода, если предварительно ответить на более простой вопрос: почему нижние слой атмосферы над разной земной поверхностью имеют неодинаковые физические свойства? Для ответа надо знать свойства нижних слоев атмосферы (воздушных масс) и причины, от которых они зависят.

Учащиеся называют эти свойства— температуру, влажность, прозрачность или запыленность воздуха.

«Чем вызваны эти свойства?—спрашивает учитель. (Они зависят от места и времени образования воздушной массы.)

В каких местах образуется воздух, отличающийся своими свойствами? (Над океанами и над сушей.)

Какие свойства приобретает воздух над океанами? (Учащиеся указывают свойства воздуха над Атлантическим и Северным Ледовитым океанами по сезонам года —летом и зимой.)» В зависимости от подготовки класса задача может быть решена в более обобщенном виде.

Таким образом, решение задач на отыскание причин, как правило, требует следующих действий: найти свойства природных объектов и Явлений, определить степень их выраженности, а затем уже среди ряда причин отыскать те, которые определяют особенности природы. Нужно подчеркнуть, что для успешного поиска причин особенно важно соблюдать правило непосредственной связи причины и следствия.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт