ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ


В центре внимания учителей истории находятся поставленные XXVI съездом КПСС задачи повышения качества обучения, трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Повысить качество обучения истории — это значит обеспечить глубокие и прочные знания важнейших фактов и понятий курса, основных закономерностей исторического развития, важнейших хронологических дат, исторических деятелей. Это значит помочь учащимся овладеть подлинно научным,, марксистско-ленинским классовым подходом к анализу и оценке общественных явлений прошлого и современности. В неразрывной связи с формированием знаний, на их основе необходимо повысить. эффективность воспитательной и развивающей функций обучения истории, научить школьников в итоге обучения в школе самостоятельно пополнять свои знания, самостоятельно ориентироваться в разнообразной научной и политической информации.

Школьный курс истории вносит важный вклад в трудовое воспитание учащихся: показывает решающую роль труда в становлении и развитии человеческого общества, в создании его материальных и духовных благ, раскрывает богатейшие трудовые традиции различных народов, мира, народов нашей многонациональной Родины, формирует уважение к труду и к людям труда; в конечном итоге, идейно, психологически готовит школьников к активному участию в трудовой, созидательной деятельности по строительству коммунизма.

Велика роль школьного курса истории в формировании коммунистической морали, высоких нравственных качеств современного молодого человека: советского патриотизма и пролетарского интернационализма в их неразрывной связи, коммунистического отношения к труду, к сохранению и приумножению социалистической собственности, бережного отношения к природе, высокой гражданственности и человечности, моральной ответственности перед обществом, честности, порядочности я т. д. Нравственное воспитание — это прежде всего воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения человека к обществу и к самому себе, к своему месту в социалистическом обществе, воспитание коммунистических мотивов жизнедеятельности. Поступать нравственно — это значит действовать не под влиянием внешнего принуждения, а по велению внутренних побуждений — силы морального долга, совести, чести, достоинства, стремления делать людям добро.

Изучение истории знакомит школьников с нравственным опытом человечества, воспитывает в духе революционных, боевых и трудовых традиций народных масс, лучших людей прошлых поколений и наших дней. Великим можно назвать тот народ, который постоянно ощущает живую связь со своей историей, берет все лучшее из своих исторических традиций и делает это достоянием сегодняшнего дня. Советскому народу, воспитанному в духе революционных, боевых и трудовых традиций всех народов и народностей нашей страны, это замечательное качество присуще в полной мере. Изучение истории_способствует воспитанию классового подхода к явлениям общественной жизни прошлых веков и наших дней, помогает школьной молодежи выработать стойкие идейно-нравственные критерии для оценки дел и поступков современников и своих собственных.

Немаловажную роль играет обучение истории и в эстетическом воспитании молодежи: формирует и развивает способности воспринимать и оценивать явления действительности, в том числе произведения искусства и поступки людей как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, т. е. подходить к явлениям общественной жизни с эстетических позиций, определяемых в конечном итоге социальными взглядами и убеждениями. Обучение истории формирует эстетические вкусы и идеалы строителя коммунистического общества, воспитывает непримиримое отношение к упадническому буржуазному искусству, в частности к проповеди аполитичности искусства, к уродливым явлениям модернизма, разрушающего образное отражение мира, присущее искусству.

Все обучение истории призвано внести важный вклад в решение задач, сформулированных в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.): формирование у советской молодежи научного мировоззрения, беззаветной преданности делу партии, коммунистическим идеалам, любви к социалистической Отчизне, пролетарского интернационализма, непримиримого отношения к враждебным социализму взглядам и поступкам.

Успешное решение задач обучения истории возможно только при условии оптимизации всего учебного процесса и прежде всего повышения эффективности урока и используемых учителем методов и приемов.

Пути реализации современных требований к уроку и методам обучения многообразны. Между тем при оценке работы учителя подчас наблюдается стремление «подогнать» его индивидуальный опыт под ту или иную методическую «моду», найти какой-то «наилучший» метод, которому, якобы, должны следовать все учителя. В одной из школ был издан приказ: с такого-то числа «всем учителям школы на всех своих уроках использовать проблемный метод обучения…». В другой школе педагогический совет вынес решение: «Впредь всем учителям пользоваться методом уплотненного опроса…»

Спора нет, проблемное изучение учебного материала за последние годы получило широкое распространение и при разумном применении дает положительные результаты. Среди различных приемов проверки знаний возможен на ряде уроков и так называемый «уплотненный опрос». Но означает ли это, что названные методы (или приемы) уместны на каждом уроке? Конечно, нет! Нет и не может быть единого метода, пригодного для всех классов и уроков. Многообразие стоящих перед учителем задач требует использования разнообразных источников знаний, форм и методов обучения. Требуется не абсолютизация того или иного, даже высоко эффективного метода, а его разумное сочетание с другими методами и приемами, оправдавшими себя в многолетней школьной практике. При этом необходимо учитывать не только состав класса, знания и умения учащихся, но и индивидуальные особенности учителя, его право (и необходимость!) творческого подхода к отбору содержания урока (в рамках школьной программы), определению его структуры и использованию тех или иных методов и приемов.

Важным условием успешной реализации задач школьного курса истории является умелое планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач изучаемой темы и каждого урока.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт