ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ


Для того чтобы правильно определять основные задачи урока, необходимо рассматривать его в тесной связи с предшествующими и последующими уроками, как определенное звено в общей системе уроков по теме и курсу. Следует установить, в чем заключается основная идея урока, каково место данного урока в теме и курсе. Чтобы правильно ответить на эти вопросы, необходимо тщательно продумать, какой исторический материал должен быть изучен на данном уроке, над формированием каких представлений и понятий учитель будет работать, на какие знания и умения учащихся он может при этом опереться, какова связь урока с другими уроками темы и курса, к каким выводам следует подвести учащихся, какие воспитательные задачи должны решаться на материалах изучаемой темы, что должен дать урок учащимся для развития их мышления, умений и навыков.

Необходимо, чтобы на каждом уроке в тесной взаимной связи решались следующие основные задачи: формирований знаний, коммунистическое воспитание и развитие мышления, умений и навыков учащихся. Та или иная из названных задач может занять на уроке большее или меньшее место, но при этом в той или иной мере должны решаться все три задачи.

Нужны не какие-то воспитательные «моменты» на уроке, а такое раскрытие изучаемого материала, чтобы сами исторические факты, явления, теоретические положения оказывали на учащихся воспитывающее влияние, подводили их к самостоятельным мировоззренческим и морально-этическим выводам. Нельзя также излишне увлекаться на уроке задачами развития мышления учащихся и превращать исторические факты в дидактический материал для тех или иных логических упражнений. В то же время не следует забывать, что развитие логического мышления — одна из важнейших задач обучения истории. На уроке должны проводиться такие упражнения по развитию мышления и умений учащихся, которые необходимы для лучшего раскрытия и усвоения изучаемого исторического материала.

Иными словами: воспитание и развитие учащихся в процессе обучения должно проводиться в неразрывной связи с формированием глубоких и прочных знаний. В школьной практике учитель часто ограничивается формулированием только образовательных задач урока. Это неизбежно приводит к тому, что другие важные задачи остаются в тени или совсем выпадают. Этот недостаток необходимо преодолеть.

Попробуем наметить методический подход к определению образовательных, воспитательных и развивающих задач урока. Такое членение в известной мере условно, ибо все эти задачи взаимосвязаны. И все же оно, как показывает опыт, помогает учителю готовиться к уроку более целенаправленно.

Сформулировать образовательные задачи урока истории — это значит определить, какие знания необходимо сформировать у учащихся, т. е. какие факты, явления, понятия, мировоззренческие выводы они должны усвоить на данном занятии.

Воспитательные задачи урока включают работу по формированию у учащихся определенных убеждений и моральных черт молодого гражданина социалистического Отечества, активного участника коммунистического строительства. На ряде, уроков, где это позволяет изучаемый материал, намечаются задачи атеистического и эстетического воспитания.

Продумывая воспитательные задачи урока, учитель обязательно учтет сформулированные ныне в программах основные понятия изучаемого курса, среди которых немало. таких, которые прямо ориентируют на усиление внимания к идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию. Так, в перечень основных понятий по курсу истории СССР (VII класс) включено положение о патриотических традициях народов, нашей страны, в курс новой истории (VIII класс)— пролетарский интернационализм, по истории СССР (VIII класс)—общность исторических судеб народов нашей страны, революционные, боевые и трудовые традиции народов и др. Раскрытие этих и подобных понятий на живом материале изучаемых курсов — одно из важных условий успешного решения воспитательных задач обучения истории.

Определить развивающие задачи урока — это значит наметить, над формированием каких умений и навыков учащихся будет проводиться работа, какие черты общего и исторического мышления будут развиваться у школьников.

Так, образовательные задачи урока «Сибирь в XVII в.» (курс истории СССР, VII класс) заключаются в том, чтобы сформировать у учащихся знания о занятиях и общественном строе народов Сибири к началу XVII в., о русском продвижении на Восток и о прогрессивном значении присоединения Сибири и Дальнего Востока к России.

Воспитательные задачи этого урока — это прежде всего формирование убеждения в том, что присоединение к крепнущему и развивающемуся Российскому государству, установление тесных связей с русским народом имело для пародов Сибири, для всего будущего этого края огромное прогрессивное значение. Яркий рассказ учителя о подвиге русских землепроходцев и мореходов, их вкладе в освоение Сибири и великие географические открытия на Востоке призван воспитывать у школьников чувство гордости за своих предков, которые преодолели небывалые трудности и лишения. Очень важно разъяснить учащимся, что побережье Амура и Приморье были освоены русскими людьми; однако после утверждения в Китае в середине XVII в. маньчжурской династии войска Китая стали совершать в приамурские земли опустошительные вторжения, и Китай, пользуясь тогдашним превосходством сил на Дальнем Востоке, навязал России несправедливый Нерчинский договор 1689 г., в результате которого Приамурье было надолго отторгнуто от России. Несправедливые условия Нерчинского договора были пересмотрены и. ликвидированы только в середине XIX в. Изучение этого материала будет служить разоблачению современных фальсификаторов истории, пытающихся оправдать необоснованные территориальные претензии к нашей стране и другим государствам.

Задачи по развитию мышления и умений определяются применительно к перечню умений, который ныне включен в усовершенствованные программы. Учитель конкретизирует названные в программе умения с учетом состава класса и достигнутого школьниками уровня умственного развития. Так, на данном уроке может быть проведена работа по развитию у учащихся умения составлять развернутый план изучаемой темы. По одному из вопросов урока («Население Сибири. Занятия и общественный строй народов Сибири к началу XVII в.») может быть организована самостоятельная работа с учебником или коллективное составление в процессе рассказа учителя таблицы «Народы Сибири в начале XVII в.». По карте «Рост Русского государства в XVII в.» (атлас учебника, карта 8) учащиеся определяют места расселения народов Сибири, походы русских мореходов и землепроходцев и тем самым учатся читать карту, пользуясь ее условными обозначениями.

Подробное формулирование задач каждого урока в письменном виде сложно для учителя, однако эти задачи всегда тщательно продумываются, и только исходя из них можно успешно отобрать соответствующий учебный материал и определить целесообразную структуру урока, его план и эффективные методы и приемы.

Учебный материал к уроку, как известно, отбирается учителем в соответствии с содержанием школьной программы и действующего учебника. При этом необходимо тщательно следить за дозировкой материала для урока и для домашней подготовки школьников.

Надо, наконец, отказаться от бытующего до сих пор в педагогической среде мнения, что учащиеся обязаны усвоить и твердо знать все содержание программы и учебника. Школьные программы определяют отбор материала, который должен быть изучен школьниками. Однако степень его усвоения может быть различной. Задача заключается в том, чтобы добиться прочного, долговременного усвоения основного содержания курса: важнейших фактов, дат, роли крупнейших исторических деятелей и народных масс, понятий, мировоззренческих идей. Этот материал должен рассматриваться на уроках и усваиваться учащимися особенно основательно, к нему необходимо неоднократно возвращаться в тематической связи с вновь изучаемыми фактами и понятиями, при проверке знаний и на повторительно-обобщающих занятиях. В отношении этого материала очень важно систематически прослеживать внутрикурсовые, межкурсовые, межпредметные связи. И в этом отношении учителю поможет вычленение в усовершенствованных программах целесообразных межкурсовых и межпредметных связей для каждой темы.

В то же время следует учитывать, что учащиеся не могут и не должны прочно запоминать все, что изложено в школьных учебниках. Многое в учебниках, особенно для старших классов, приводится для создания у учащихся более целостного и образного представления о ходе исторических событий, в информационном плане или в целях развития мышления и не предназначается для заучивания. В ряде случаев используемый на уроке или имеющийся в учебнике материал необходим для кратковременного запоминания, т. е. должен помочь учащимся понять изучаемое, ответить в развернутом виде на поставленные учителем вопросы во время текущей проверки знаний, а также ориентироваться при чтении научно-популярной, художественной литературы и периодической печати. Материал менее важный может освещаться на уроке более кратко, в обзорном порядке, для сведения учащихся.

При формулировании домашнего задания учитель акцентирует внимание школьников на том, что следует усвоить прочно, надолго, а что можно только прочитать и не заучивать. Соответствующую ориентацию школьникам, как правило, дают вопросы и задания, сформулированные к каждому параграфу учебника. Надо только научить школьников правильно пользоваться ими.

Приведем пример. В курсе новой истории (второй период) в IX классе одна из тем посвящена народам Африки в конце XIX — начале XX в. В действующем учебнике эта тема насыщена большим числом фактов, дат, имен, географических наименований. При сплошном заучивании текста учащиеся тратят много времени, а затем очень скоро забывают весь этот материал. Иная картина наблюдается в тех школах, где учитель строит изучение темы по следующим трем основным вопросам:

  1.     Народы Африки к 70-м годам XIX в. (разбор карты).
  2.     Борьба народов Африки против империалистического порабощения.
  3.     Жесточайшее колониальное угнетение народов африканских стран капиталистическими государствами.

При этом по второму и третьему вопросам на уроке приводятся лишь отдельные примеры. В таком же объеме учащиеся готовят и домашнее задание. Остальной текст учебника по данной теме они прочитывают только в целях ознакомления. У учителя появляется возможность подробнее остановиться на отобранных для изложения примерах, привлечь материал из документов и художественной литературы, составить вместе с учащимися план темы. В результате возрастают воспитательные и развивающие возможности урока, и девятиклассники при меньшей затрате времени на домашнюю подготовку более глубоко и прочно усваивают основные факты и понятия.

Таким образом, вычленение для основательного изучения важнейших фактов, понятий и идей является важным условием оптимизации обучения, т. е. успешного осуществления его трех основных функций: формирования знаний, воспитания и развития учащихся.

И все же дело не только в более рациональном отборе материала для изучения. Нормализация учебной нагрузки школьников невозможна без повышения эффективности используемых учителем методов и приемов, без повышения качества урока в целом.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт