ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ


Очень важно стимулировать личностное отношение учащихся к изучаемым фактам и явлениям. Это не только содействует развитию мышления, но и повышает воспитательную роль обучения, помогает переводу знаний учащихся в убеждения. Так, на уроке «Спартанское рабовладельческое государство в VIII— VI вв. до н. э.» (история древнего мира, V класс) учитель, рассказывая о спартанском воспитании, предлагает учащимся сказать, что им нравится в воспитании спартанцев и что нет. Обычно почти весь класс выражает желание ответить на этот вопрос. Школьники положительно оценивают физические упражнения, закалку тела и воли спартанских мальчиков, возмущаются жестокостью, воспитанием ненависти к илотам, умерщвлением слабых, больных детей.

При знакомстве учащихся с биографией великого русского ученого М. В. Ломоносова (история СССР, VII класс) учитель предлагает учащимся сказать, что в характере и деятельности Ломоносова они считают особенно ценным.

При изучении культуры и искусства XIX в. в России (история СССР, VIII класс) ученикам предлагается не просто рассказать о творчестве художников-передвижников, а описать картины, которые произвели на них особенно сильное впечатление.

При изучении текста речи В. И. Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодежи» (история СССР, IX класс) учащимся предлагается не только тщательно продумать и записать основные положения этой речи, но и ответить на вопрос, что каждый из них считает в этой речи самым важным для себя.

Надо не только разрешать, но и всячески поддерживать обсуждение на уроках поставленных вопросов, высказывание учениками своей точки зрения, споры. При этом учитель разъясняет, что научные споры решаются не криком и не большинством голосов, а доводами, аргументами, научными доказательствами, фактами, документами, строго обоснованными рассуждениями. Учиться искусству научного спора надо уже в школе. Несогласный с высказанной точкой зрения сначала должен выявить и точно определить, с чем именно он не согласен, а затем опровергнуть мнение «противника» и дать развернутое, аргументированное свое понимание обсуждаемого вопроса, привести доводы и доказательства. При этом нужно проявлять уважение к мнению других, считаться с ним, всегда и во всем преследуя главную цель любого научного спора — поиск истины, борьбу за подлинную, научную истину. Учитель руководит ходом возникшего спора, помогает учащимся найти правильный ответ по существу высказанных в ходе спора положений.

Любой метод обучения — объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, учебно-исследовательский и другие — требует использования разнообразных источников исторических знаний живого слова учителя (рассказа, в старших классах на ряде уроков лекции), учебника и его различных компонентов, исторических документов, технических средств обучения и наглядных пособий) отрывков из мемуарной и художественной литературы и т. д. Очень важно в процессе обучения. истории привлекать и систематизировать знания, получаемые школьниками из различных источников внеурочной информации (внеклассного чтения, радио, телевидения, кино и др.). Выбор наиболее целесообразных методов, приемов и источников исторических знаний — творческая задача учителя, которую он решает при подготовке к уроку с учетом содержания темы, образовательных, воспитательных и развивающих задач урока, состава класса и своего личного опыта.

Министр просвещения СССР М. А. Прокофьев справедливо говорит: «…Недопустимо навязывать те или иные методы и приемы обучения. Применяйте, мол, технические средства на каждом уроке, обязательно используйте телевизор, или эпидиаскоп, или киноаппарат и т. п. То и другое — полезно. Но право учителя самому решать, нужны они ему на данном уроке или нет. Кроме того, ведь через телевизор или кодоскоп до сердца ученика не дойдешь, душу его не воспитаешь. Личность учителя — вот что незаменимо!».

Эффективность методов и приемов и всего процесса обучения истории в целом во многом зависит от умения учителя вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам урока, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

В. И- Ленин говорил, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

Необходимо пробудить эти эмоции, вызвать интерес к событиям, о которых идет речь на уроке, искреннее сочувствие к борцам против угнетения, ненависть к угнетателям, страстное желание принять активное участие в строительстве нового общества. История народов полна интересными событиями; яркими фактами. Донести до учащихся накал борьбы трудящихся, рабочего класса, коммунистов за лучшее будущее человечества — такова задача учителя.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Страницы истории борьбы человечества на пути к вершинам счастья — коммунизму — горячи, как раскаленное железо. Каждая строка этой истории должна гореть для подростка огнем неугасимых страстей… чтобы горячие страницы истории зажигали юные души, пробуждали стремление к героическому подъему, учили жить».

Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная большим чувством, глубже запечатлевается в сознании учащихся. Сам процесс мышления вызывает и соответствующие чувства. «Эмоциональное и рациональное, чувственное и умопостигаемое в образе нерасторжимы, даны во взаимопроникновении: мысль выражается через эмоцию, чувство несет мысль». Выражаясь словами Бертольда Брехта, можно сказать: «Наше чувство требует самой напряженной работы разума, а разум облагораживает наше чувство».

Все это свидетельствует о том, насколько важно умение учителя вызвать у учащихся и напряженную работу мысли, и эмоциональное отношение к изучаемому. Без этого задачи урока, особенно воспитательные, решить невозможно.

Эмоциональную обстановку на уроке создает и умелая мотивация необходимости, и значение изучаемой темы, и живое, окрашенное чувством слово учителя, и небольшой отрывок из произведения художественной литературы, и интересный документ, учебный кинофильм и т. д.

Так, на уроке «Германия под властью фашистов» (новейшая история, IX класс) большое впечатление на учащихся производит рассказ о героизме и мужестве Георгия Димитрова на Лейпцигском процессе 1933 г. С волнением слушают учащиеся отрывок из последнего письма Эрнста Тельмана, написанного им в январе 1944 г. в одиночной камере фашистской тюрьмы, где он просидел одиннадцать с половиной лет без суда, и приговора: «…История жизни нашей сурова, поэтому она требует человека всего целиком. Ты, я и все соратники в борьбе за наше великое дело, все мы должны быть сильными, стойкими, боевыми, уверенными в будущем, ибо быть солдатом революции—это значит хранить нерушимую верность делу, такую верность, которая проверяется жизнью и смертью; это значит проявлять безусловную преданность, уверенность, волю к борьбе и энергию в любых ситуациях…». В письмо были включены строки Гете:

…Я предан этой мысли! Жизни годы

Прошли недаром, ясен предо мною

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой».

Привлечение отрывков из художественной литературы усиливает интерес учащихся к уроку, повышает его эмоциональность, помогает созданию у школьников ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни и борьбе народных масс, об исторических деятелях. Академик М. В. Нечкина пишет, что художественная литература обязательно должна сопутствовать обучению ребенка истории, без нее даже самый совершенный текст учебника не может создать правильного представления о прошлом.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаются благодаря использованию яркого материала об исторических событиях, созданию проблемной ситуации, постановке интересной познавательной задачи, стимулированию личного отношения учащихся к изучаемым фактам и явлениям.

Важнейшим критерием эффективности всех используемых методов и приемов является результативность урока, т. е. успешное осуществление его основных задач по трем основным направлениям (функциям) обучения: формированию знаний, коммунистическому воспитанию школьников, развитию их мышления, умений и навыков.

Необходимо стремиться к тому, чтобы новый учебный материал учащиеся в основном усваивали уже в классе, на уроке. Поскольку под усвоением мы понимаем не только запоминание, но и способность оперировать знаниями, т. е. умение их применять, вряд ли можно требовать полного усвоения знаний на одном уроке. Необходима и соответствующая домашняя работа по закреплению и углублению знаний, полученных на уроке, и последующее повторение с обязательным применением усвоенных фактов и понятий в процессе изучения нового учебного материала.

Необходимо иметь в виду и характер изучаемого материала. Так, яркие факты, эпизоды учащиеся могут запомнить и в ходе первоначального ознакомления с ними. Сложные исторические понятия, теоретические положения усваиваются только в результате работы на ряде уроков. И все же показателем эффективности урока, безусловно, является первоначальное усвоение учащимися нового учебного материала в основном уже на том уроке, на котором он излагался. В целях проверки этого первоначального усвоения можно предложить учащимся в конце урока ответить в устной или письменной форме на один-два вопроса по содержанию пройденного или же решить познавательную задачу, требующую применения новых знаний.

Учитель проверяет знание изученных ранее важнейших фактов, причинно-следственных связей, основных исторических понятий, хронологических дат, исторической карты, учитывает последовательность и доказательность изложения, умение учащихся применять полученные теоретические знания для анализа излагаемых исторических фактов и явлений.

Эффективность урока и использованных на нем методов и приемов определяется не только тем, что дал урок в отношении формирования знаний. В обучении истории очень важна воспитательная результативность урока. Проверить эту сторону работы учителя и учащихся крайне сложно. Здесь прежде всего надо учитывать эмоциональное отношение учащихся к изучаемым фактам, непосредственную реакцию школьников, личностное отношение к событиям и историческим деятелям, умение учащихся дать правильную, классовую оценку изученному событию или позиции того или иного деятеля, умение самостоятельно применять полученные знания при анализе других общественных явлений прошлого и современности.

Наконец, очень важно, как уже отмечалось, чтобы урок содействовал развитию мышления учащихся, их умений и навыков. Поэтому, анализируя итоги урока, учитель фиксирует, какие умения развивались, например умения сопоставлять однородные исторические факты, устанавливать общие черты и отличия, составлять простой или развернутый план темы, читать историческую карту, пользуясь ее легендой, конспектировать (в старших классах) работы классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС.

Результативность урока — основной критерий эффективности избранных учителем методов и приемов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт