ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ


Показатели усвоения приемов. Для усвоения большинства, географических приемов необходима система самостоятельных работ, от тренировочных упражнений до выполнения творческих заданий. Упражнение — это повторное выполнение какой-либо деятельности с целью ее закрепления и совершенствования. Упражнения необходимы на первых этапах обучения приемам. Учителя знают, что даже показ объекта по карте нуждается в неоднократном повторении. Постепенное усложнение заданий приводит к росту самостоятельности школьников, одновременно с усвоением приемов в процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся овладевают географическими знаниями, развивается их мышление, возрастает активность и самостоятельность.

К системе самостоятельных работ физико-географического содержания можно предъявить ряд требований.

Прежде всего обучение приемам учебной работы требует сознательного применения теоретических знаний, понимания роли приема, его места в изучении географического материала. Отсюда вытекает требование тесной связи самостоятельной работы, включая упражнения, с теоретическими знаниями учащихся.

Такая связь осуществляется по-разному, в зависимости от этапа обучения приему. Чаще всего вначале выясняют различные определения, а затем предлагают практические упражнения, например: что такое географическая широта? Какая бывает широта? Приведите пример определения географической широты и т. д. Такая методика полезна в начале обучения приему, когда

идет усвоение, и знаний, и приемов. В дальнейшем целесообразно практическую работу сопровождать теоретическими пояснениями ученика, ведь многие приемы усвоить сложнее, чем связанные с ними знания. Важна и другая сторона — знания объясняют конкретные практические: действия школьников.

Так, учащиеся V класса определяли географические координаты горы Народной. Результаты их измерений оказались разными. После их уточнения учитель предложил ряд вопросов:

  1.     От какой параллели отсчитывают географическую широту? Как называется эта параллель? Покажите ее на карте полушарий.
  2.     Почему широта, на которой расположена гора Народная, называется северной? Что называется: северной широтой?
  3.     В каких единицах, кроме градусов, измеряют расстояния на карте?
  4.     Подсчитайте расстояние в километрах от экватора до горы Народной.

Также важно выяснять знание типовых планов описания природных объектов и явлений, целей использования приемов. Такой подход ускоряет овладение приемами.

Задания для самостоятельных работ должны быть связаны между собой/Их связь означает, что каждое последующее задание закрепляет и уточняет усваиваемый прием, делает его более гибким. Несколько упражнений объединяется общей дидактической целью, например необходимостью научить приему описания географического положения материка в VI классе- Поэтому учитель предлагает классу несколько описаний географического положения материка. Эти задания однотипны. Нужно, однако, помнить, что однотипность заданий приводит к неполному обдумыванию школьниками своей работы, к стереотипу. Так, учащиеся VI—VII классов, привыкшие описывать географическое положение территории по типовому плану, иногда не могут назвать его существенные черты, с помощью которых нужно объяснить различные особенности природы. Поэтому система самостоятельных работ должна обеспечивать и усложнение содержания работы. Такое усложнение Идет по двум основным направлениям: по содержанию учебного материала и по способам выполнения. Наиболее сложные задания связаны с изменениями и в содержании, и в способах выполнения работы. Так, определить географические координаты точки, лежащей между параллелями и меридианами, обозначенными на карте, труднее, чем для точки, лежащей на пересечении параллели w меридиана. Или другой пример. Сравнение гор по карте учащиеся V класса осуществляют лучше, чем сравнение рек. Объясняется это тем, что при сравнении рек приходится устанавливать ряд причинных связей (зависимость реки, ее характера и направления течения от рельефа), а при сравнении гор такой необходимости нет.

Самостоятельная работа должна развивать и мышление учащихся. Этому в значительной мере способствует перенос усваиваемых приёмов в новые условия, особенно когда такой перенос отличается широтой.    .

Существенное значение имеет связь работ, обучающих одновременно нескольким приемам. Так, сравнение географического положения Южной Америки и Африки в VI классе не только обеспечивает овладение сравнением, но и упражняет в описании географического положения и выявлении его особенностей.

Содержание практических и самостоятельных работ в курсах физической географии отличается большим разнообразием. Поэтому в них целесообразно выделить типичные задания, логическим содержанием которых является:

  •   выявление существенных признаков, частей, черт, характеризующих изучаемые объекты и явления;
  •  сопоставление понятий по отдельным признакам, объектов и явлений по особенностям, частям;
  •  выявление факторов (причин) возникновения и развития природных объектов и явлений;
  •  полное описание (характеристика) природных ; объектов и явлений;
  •  выявление плана изложения (и усвоения) в учебном материале: плана описания объекта или явления, осмысление правил действий;
  •  установление разнообразных связей между природой и человеческой деятельностью, условиями жизни и быта человека.

При построении системы самостоятельных работ нужно учитывать и основные этапы в формировании приемов учебной работы. Наиболее целесообразно выделить их по содержанию и характеру учебной деятельности.

Таких этапов можно- назвать три:

Первый этап связан с осмыслением содержания приёма, составляющими его умственными и практическими действиями.

На втором этапе предлагаются первоначальные упражнения. С их помощью прием формируется на исполнительском уровне. Учащиеся выполняют упражнения по образцу или на основе указаний учителя.

На третьем этапе, происходит усовершенствование и использование приема при решении учебных задач в новых условиях, в творческой деятельности. Это этап переноса приема в новые условия, но и здесь продолжается овладение приемом. Самостоятельное применение приема углубляет его знание, способствует лучшему его применению. Характерно также, что в это время происходит обобщение приемов. Так, в VII классе учащиеся прием описания географического положения крупной территории начинают рассматривать как прием описания положения территории вообще; На этом этапе учащиеся выполняют много творческих заданий. В обучении географии творческих задач пока предлагается немного, но их количество возрастает в курсе физической географии СССР, когда учащиеся лучше знают карту, читают ее, могут рассматривать изучаемые объекты «и явления с разных точек зрения. Все же в целом методика осуществления переноса приема в новые условия мало учитывается в практике, Да и в методической литературе по географии она разработана недостаточно.

Использование приема в новых условиях (перенос приема). Понятие переноса для методики географии сравнительно новое. Оно относится не только к приемам учебной работы, но и к знаниям, к приемам умственной деятельности. В связи с переносом можно говорить о применении .теории к практике и т. д.

При переносе знаний учащиеся применяют общие географические закономерности к конкретным территориям, явлениям или, наоборот, в .отдельных фактах могут отыскать общее. Усвоенные умения и навыки переносят на различные виды учебной деятельности. Осуществление переноса позволяет развивать активность и самостоятельность мышления, не ограничиваться, применением инструкций, правил в неизменном виде. В советской психологической науке перенос рассматривается как активный процесс, требующий преобразования и усвоения новых знаний и приемов.

Различают несколько видов переноса.

  1. Использование приема на новом, но аналогичном материале. Учащиеся пользуются известным им планом или инструкцией, но применяют Их к новым объектам и явлениям. Так, учащиеся VI класса описали по картам реку Хуанхэ. Затем им было предположено описать реку Янцзы. Описание аналогичное, в нем требуется сделать новые выводы о замерзаемости реки, ее полноводности, характере течения в разных местах. Такой вид переноса часто встречается на уроках географии.
  2.  Использование приема на новом, но менее знакомом или незнакомом материале, изменение способов выполнения задания, последовательности действий, их перекомбинация. Такие задания, как правило, имеют творческий характер. Учащиеся при этом не пользуются планом или инструкцией, но при необходимости могут вспомнить их и соответственно изменить. Объект или явление приходится рассматривать с новой точки зрения. Подобные задания затрудняют многих учащихся.

Приведем ряд примеров заданий на этот вид переноса приемов.

  •  Рассмотрите на плане местности на с. 3 атласа V класса озеро Тихое. Определите, какая вода в этом озере. Учащиеся устанавливают, что из озера Тихого не вытекает ни одна река, это озеро бессточное и, следовательно, вода в нем должна быть соленая. Однако озеро расположено в долине реки и является старицей. Следовательно, вода в этом озере пресная. Для многих учащихся V и более старших классов эта задача представляет значительные трудности.
  •  Вы знаете, что растения пустынь и зоны жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников Евразии приспособлены переносить сухость климата. Однако эти приспособления -неодинаковы. В чем состоит разница и как ее объяснить? (VI класс).
  •  Почему Кавказские и Крымские, горы, имеющие одинаковый возраст, различны по высоте? (VII Класс). Здеев требуется анализ ряда факторов, от которых зависит высота гор. Таким фактором в данном случае является состав горных пород, слагающих горы. Для учащихся этот фактор обычно нов.

Большинство заданий на перенос предусматривает установление причинно-следственных связей. Нередко требуется и пере-комбинация действий, входящих в состав приема. Такой вид переноса можно видеть на примере определения географических координат точек, лежащих между обозначенными на карте параллелями и меридианами. При обучении описаниям по карте хорошим способом переноса является сравнение объектов и явлений. Оно предъявляет повышенные требования к полноте сравнения, необходимости объяснить выводы и т. д.

Важное условие успешного переноса — обучение его способам. При выполнении подобных заданий возможны различные указания учителя, обращающие внимание школьников на особенности источников знаний, необходимость полноты анализа и т. д. Обучение переносу идет на протяжении всех курсов физической географии. Так, на первом уроке в разделе «Африка» учащиеся начинают учиться самостоятельно описывать географическое положение материка по карте. Однако фактически эта задача шире. Учащимся в конечном итоге нужно научиться описывать географическое положение любой территории. Поэтому на дом или при проверке домашнего задания предлагается описать географическое положение острова Мадагаскар. При этом уже не требуется определять положение Мадагаскара относительно других материков, достаточно указать положение относительно Африки, нет необходимости определять крайние точки, но надо выяснить, между какими параллелями лежит этот остров. Естественно, задание вызывает у школьников трудности и требует значительной помощи учителя. Он обращает внимание на особенности объекта, требующие изменения последовательности и содержания действий. Другим примером обучения переносу можно назвать переход от описания климата по климатической карте к его характеристике в разделе «Африка» в VI классе. Он сопровождается указанием на климато-образующие факторы, их связь с различными элементами климата.

Перенос облегчается, если предварительно выяснить, чем отличается природный объект или явление от описываемых ранее, что у них общего.

Об усвоении приемов, помимо переноса, можно судить и по другим показателям, хотя и менее существенным.

Общие особенности проверки усвоения приемов.

Выявляя усвоение приемов, сначала целесообразно определить объекты проверки. К ним относятся:

  1.     знание назначения и области применения приема. С этой целью выясняют, например, зачем необходимо сравнение. Что можно узнать по физической карте о рельефе? Какие элементы климата можно выяснить по климатической карте? И т. д.;
  2.     знание плана работы, содержания умственных и практических действий, типового плана описания объектов и явлений по карте. Такой проверке помогают вопросы: по какому плану описывают горы по карте? Как найти на контурной карте местоположение Гималаев? С какого пункта плана начинают изучать материки? И т. д.;
  3.     понимание особенностей источников географических знаний, Полезно, например, выявить понимание условности изображения земной поверхности на картах, отличие карты от топографического плана, составные части учебника;
  4.     знание умственных и практических действий, входящих в состав приема. С этой целью ставятся вопросы: с чего начинается сравнение? Как определить преобладающие высоты местности по карте? И т. д.;
  5.     умение применить известные учащимся планы описания объектов и явлений, инструкции, памятки при решении различных учебных задач. Умение использовать приемы учебной работы при изучении нового матераила и в других учебных условиях.

При этом, одним из важных показателей является использование приема в новых условиях. Существенное значение имеет рост активности и самостоятельности учащихся. Овладение приемом позволяет выполнить задания быстрее, без больших раздумий.

В начале формирования приема контроль можно осуществлять по пунктам плана описания объектов и явлений на основе карты, по отдельным действиям и т. д. По мере усвоения действий контроль все больше и больше осуществляется по конечному результату, по полному ответу. При этом учитываются количество действий, их последовательность, правильность применения. Но и в этих условиях необходимо внимание промежуточным этапам выполнения учебных заданий, что позволяет не только контролировать, но и помогать формированию приема.

Важно учитывать и самостоятельность применения приема, ведь учащиеся могут выполнить задание учителя или учебника по образцу, полусамостоятельно, когда осуществляется непосредственный контроль учителя, и, наконец, самостоятельно, когда учащиеся не пользуются готовой инструкцией, изменяют ее, если необходимо, рассматривают объект с новой точки зрения и т. д. По степени самостоятельности учитель имеет возможность сделать вывод о прочности овладения приемом и его осознанности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт