Основные пути формирования приемов учебной работы


Процесс формирования приемов учебной работы по физической географии идет так же, как и по многим другим школьным предметам. Вместе с тем он имеет ряд отличий, связанных со спецификой курсов географии, последовательностью их изучения, используемыми источниками знаний, отведенным программой временем и др.

К числу общих особенностей относятся:

  1.  формирование приемов на основе теоретических знаний, в состав которых входят основные понятия, ведущие идеи, связанные с ними закономерности, факторы развития отдельных компонентов природы;
  2.   необходимость системы упражнений для усвоения приемов, особенно сложных по составу действий и содержанию соответствующих географических понятий;
  3.   опора на усвоенные ранее знания и приемы, их учет и использование на более высоком уровне и в новых связях. Для физической географии важны знания и умения из курса природоведения, связь с математикой, историей, биологией, физикой. При этом межпредметные связи следует рассматривать не только применительно к знаниям, как это обычно практикуется, но и к приемам учебной работы;
  4.   процесс обучения предполагает успешное управление им со стороны учителя. До сих пор обучение многим приемам, особенно сравнению, нахождению причинно-следственных связей, обобщению, формулированию выводов, осуществлялось «попутно» с усвоением географических знаний. В новой методике географий, существенное внимание уделяется практическим работам, но и они рассматриваются преимущественно как средство усвоения знаний. Программа не может указать весь объем практических работ, необходимых для обучения тому или иному приему, однако поурочное и тематическое планирование ориентировано лишь на выполнение практических работ, указанных в программе, хотя их недостаточно для овладения многими приемами.

Практические работы, как правило, выполняются после изучения нового материала, для его закрепления и иллюстрации. При этом необходимо не только выполнить практическую работу, но и сделать ее средством изучения нового материала, показать её значение в усвоении новых знаний.

Несмотря на некоторые отличия, можно предложить общую. Схему обучения приему учебной работы:

  1.     Показ значения изучаемого материала (компонента природы, ПТК, его географического положения и т. д.).
  2.    Ознакомление с логической схемой изучения нового материала и необходимыми для этой цели приемами учебной работы.
  3.     Показ значения приема. Постановка цели овладения приемом учебной работы.
  4.     Ознакомление с составом: приема, а также с планом -описания географического положения, компонента природы, ЛТК в целом и осознание учащимися последовательности их действий.
  5.     Показ учителем образца использования приема, составляющих его отдельных действий.
  6.     Тренировочные упражнения для овладения действиями и приемом в целом.
  7.  Самостоятельное применение приема. Его перенос на новый материал, изменение в зависимости от содержания учебной задачи.

Учебники физической географии рассматривают значение изучаемых природных объектов и явлений, географического положения. Этот материал помогает школьникам осознать и значение соответствующего приема учебной работы. Так, в учебнике VI и VII классов рассказано, зачем нужно изучать географическое положение материка и Советского Союза, рельеф, климат и др.

Важный, компонент обучения — четкая постановка цели овладения приемом. На эту сторону обучения многие учителя пока еще не обращают достаточного внимания. Подчеркнем, что цели изучения географического положения, компонентов природы, природных комплексов, природных ресурсов являются типовыми и поэтому поддаются запоминанию учениками. Это позволяет использовать их в качестве ориентира в самостоятельной деятельности школьников как в классе, так и при выполнении домашних заданий. Описание целей обучения включает: а) указание на необходимость усвоения приема; б) на его возможную связь с другими приемами; в) на состав и содержание географических знаний, необходимых для усвоения приема, а также, на те знания, которые можно выяснить с его помощью.

Существенная часть методики — ознакомление с составам приема. Такое ознакомление осуществляется по-разному, в зависимости от содержания. Если прием несложен, то можно ограничиться устной инструкцией о том, как выполнять те или иные действия, в какой последовательности (например!, при ознакомлении с правилами показа географических объектов, чтения условных знаков карты, способов работы с оглавлением учебника и Др.). При сложном составе приема целесообразны письменные инструкции, памятки, планы.

В курсах физической географии широко используются типовые планы: описания географических объектов и явлений по картам. Они вошли в программы и учебники. Так, в программах V класса содержатся планы описания гор, реки, озера, океана, моря по карте. В учебнике для VI класса есть план описания климата, географического положения материка и др. Использований типовых планов — существенный компонент современной методики обучения географии. Правда, сейчас они предлагаются преимущественно для чтения карты. Они нужны и для приемов работы с другими источниками знаний — с картинами, с текстом учебника и др.

Характер действий учащихся по типовому плану различен. Одни планы требуют от учащихся довольно жесткой последовательности действий, приводящей к правильному решению учебной задачи, например для определения географической широты и долготы, при ориентировании по компасу, определении азимута, ориентировании топографического плана. Большинство планов не имеет жесткой последовательности и допускает определенный выбор действий, например при сравнении, нахождении причинно-следственных связей и др.

Нужно также подчеркнуть, что типовые планы описания географических объектов и явлений не произвольны по своему содержанию, они учитывают содержание формируемых с их помощью понятий. В методической литературе и в практике имеются попытки расширять содержание планов, но они не оправданы.

Так, в ряде школ учащиеся V класса при описании Западно-Сибирской равнины указывали не только ее границы, но и текущие по ней реки, расположенные на них города. Такое описание не учитывает содержания понятия «равнина». Достаточно определить ее границы, направления уклона, указать высоты или характер поверхности. В некоторых школах при описании рек учащиеся указывают расположенные на них города, электростанции, хотя эти сведения не входят в понятие «река». Такой уровень описания сохранился из курса природоведения, имеющего пропедевтический характер. Суть обучения состоит не в широте описания, а в его правильности, в соответствии формируемым понятиям.

Однако использования типовых планов недостаточна. Например, типовой план описания географического положения материка предусматривает определение географических координат, но не указывает, как это сделать. Поэтому желательно при обучении указывать состав, последовательность и способы выполнения умственных и практических действий, давать образец их выполнения. При этом полезно обращать внимание на возможные и типичные ошибки, которые допускают учащиеся. Часто о  них учителя говорят после выполнения задания, а этого недостаточно.

Необходимо обращать внимание на точность выполнения действий, например при определении географических координат, расстояний, направлений, преобладающих высот и др. По мере усвоения приема Эти требования изменяются. В VII классе они более жестки, чем в V классе. Так, в V классе допустимо определять географические координаты с точностью ±2°, в VII классе точность другая, ±0,5°. Типичны нарушения в последовательности работы, пропуски причинных связей, их неправильный выбор и др. Знание типичных ошибок —одно из условий успешного обучения приемам. Выявлять такие ошибки помогает их

классификация при проверке письменных работ, в ходе устного опроса.

В методике формирования приемов учебной работы учащихся велико Значение упражнений и самостоятельных работ. От их правильной последовательности и полноты в значительной мере зависит успех обучения. Важно также определить место самостоятельных работ в изучении нового материала. Так, некоторым приемам обучают на основе ранее усвоенных знаний — определению координат, описанию гор, равнин по карте и т. д. Такой подход характерен для начального этапа изучения географии в V классе, когда идет усвоение общих географических понятий, накопление опорных знаний.

Начиная с VI класса приемы учебной работы все чаще усваиваются одновременно с содержанием новых понятий, как общих, так и единичных.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт