Чтение рельефа по физической карте


Изучению рельефа— одного из ведущих компонентов любого природного комплекса — в школьной географии отводится много места времени. Нынешняя программа по географии предусматривает изучение не только морфологических особенностей земной поверхности, но и процессов ее образование и развития. Поэтому нужны различные карты — физические, тектонические, геологические и др., отражающие эти процессы.

Физическая карта является основой формирования различных приемов изучения поверхности Земли, обеспечивающих усвоение понятий о ней. Систему основных приемов изучения рельефа учащимися можно представить в виде ряда связанных между собой описаний по физической карте:

Чтение рельефа по физической карте

Из схемы видно, что описание основных форм поверхности,— гор и равнин— включает примерно одинаковые, признаки, отображаемые картой. Действующие в настоящее время программы по физической географии содержат довольно полную систему геоморфологических понятий, что позволяет предложить и со

ответствующую систему приемов чтения рельефа. Их усвоение идет на протяженны нескольких лет обучения. Так, обучение описанию рельефа территории в целом —одна из. целей курсов географии материков и физической географии СССР. Отдельные формы поверхности — горы, низменности, возвышенности — описывают в V—VII классах.

Происхождение и изменение рельефа, его вещественный состав определяют по тектонической и геологической картам начиная с VI класса.

Чтение рельефа в V классе.

В обучении чтению рельефа по физической карте можно выделить три этапа. Первый — начальный курс физической географии. Здесь школьники знакомятся с изображением по карте основных форм поверхности, со шкалой высот, отметками высот, горизонталями. Формируемые в этом курсе приемы чтения рельефа разнообразны. К ним относится определение абсолютной и относительной высот по отметкам высот и горизонталям; направлений уклона местности по горизонталям и по окраске; форм микрорельефа— холма, впадины. Пятиклассники знакомятся также с классификацией гор по высоте. Вся эта работа тесно связана с содержанием изучаемых понятий. В пятом классе эта связь самая непосредственная.

Рассмотрим несколько особенностей чтения физической карты, характерных для V класса. Прежде чем перейти к географической карте, пятиклассники изучают план местности. Характерно, что многие условные знаки являются общими или сходными для плана и карты. Естественно, пятиклассникам нужно показать эту общность, в том числе на примере рельефа. Так, например, рельеф изображают на топографическом плане и физической карте с Помощью горизонталей и отметок высот. Для изображения высот на физических картах применяют новый способ — послойной раскраски (цветового фона). Некоторые черты рельефа планы и карты изображают по-разному. Одинаковые условные знаки, характерные для карты и плана, теснее связывают и облегчают переход от плана к карте. Такие же приемы целесообразно привести по другим элементам рельефа—показать способы изображения направления вытянутости, крутизны склонов.

Особое внимание нужно обращать на усвоение классификации гор по высоте, которой в школе уделяют еще недостаточное внимание при чтении физической карты.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт