Обучение приему описания географического положения территории в VI—VII классах


Основные отличия этих курсов от предыдущего состоят в следующем:

  1. Здесь впервые дается научное определение понятия «географическое положение». Учебники полно раскрывают его содержание, включающее признаки положения относительно других объектов и математических линий.
  2. Одновременно происходит формирование двух взаимосвязанных понятий —«географическое положение» вообще и «географическое положение» конкретной территории — Африки, Австралии, Урала, Западно-Сибирской равнины и др. Такой подход повышает осознанность знаний при условии, если учитель повторяет содержание Понятия на всем протяжении курсов.
  3. В VI—VII классах осуществляется в основном обучение самостоятельному описанию географического положения территории. Оно идет одновременно с формированием соответствующего понятия. —
  4. Начиная с VI класса учащиеся используют специальные планы описания положения по карте. Они постепенно изменяются вместе с усложнением понятия: добавляются новые объекты, влияющие на природу территории, относительно которых следует определять положение!

Одновременно возрастает самостоятельность школьников. Усваиваемый прием приобретает большую гибкость. Так, при описании географического положения Западно-Сибирской равнины в VII классе многие учащиеся определяли ее положение относительно Среднесибирского плоскогорья.

Таким образом, новые условия обучения требуют:

  • более целенаправленного формирования понятия «географическое положение»;
  • обучения приему описания географического положения по карте на основе формируемого понятия;
  • более развернутых и самостоятельных описаний по карте;
  • широкого использования знаний об особенностях гео> графического положения для объяснения природных условий изучаемых территорий, т. е. переноса приема на новый материал.

Описание географического положения в VI классе.

Понятие «географическое положение материка» вводится дедуктивным путем, как и ряд других общих понятий в VI классе. Процесс обучения в разделе «Африка» идет по следующему плану:

  1. Цели изучения географического положения материка.
  2. Раскрытие содержания этого понятия.
  3. Постановка целей урока:
    • а) выяснить главные особенности географического положения Африки;
    • б) учиться самостоятельному описанию положения материка по физической карте.
  4. Изучение географического положения Африки: сообщение и запись плана описания географического положения материка. Беседа по плану и физической карте.
  5. Изучение береговой линии Африки. (Сведения о ней не входят в понятие «географическое положение», но изучаются вместе.)

Эта последовательность во многом сохраняется при рассмотрении последующих материков, а также в курсе физической географии СССР.

Сведения о значении изучения географического положения и содержании этого понятия обеспечивают осознанность формируемого приема. В учебнике по географии материков содержание понятия изложено с помощью описания тех действий, которые надо выполнить, чтобы выяснить географическое положение материка. Для примера зависимости природных условий от положения территории на земной поверхности учитель напоминает об известной школьникам связи количества получаемого Землей тепла с географической широтой, а количество осадков нередко зависит от близости или удаленности от океанов.

Постановка целей урока перед учащимися помогает осознать направленность познавательной деятельности учащихся, тот результат, который должен быть получен в процессе обучения.

Типовой план описания географического положения материка имеет такое содержание:

  1. Величина материка.
  2. Положение материка относительно экватора (тропика, полярного круга), нулевого меридиана.
  3. Крайние точки материка и их координаты. Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
  4. Океаны и моря, омывающие материк.
  5. Близость к другим материкам или удаленность от них.

Сведения о величине территории не входят в содержание понятия, но в учебных целях рассматриваются вместе (необязательно вначале).

По записанному плану и карте начинается беседа:

  1. Посмотрите на карту полушарий. Какие материки превосходит Африка по своей территории, а какому уступает?
  2. Откройте с 6 учебника. По диаграмме определите, чему равна площадь Африки.
  3. Во сколько раз площадь Африки больше площади Антарктиды?
  4. В какой части Африки проходит экватор? Северный .и Южный тропики? Сделайте вывод о возможном климате Африки:
  5. Как расположена Африка по отношению к нулевому меридиану?

Затем учитель показывает крайние северную и южную точки Африки и предлагает определить их широту. Он подчеркивает, что это необходимо для определения протяженности материка в градусах и километрах. Далее учащиеся узнают протяженность Африки между крайними западной и восточной точками, учитывая данные карты полушарий атласа о величине одного градуса долготы на широте 10 и 20°. Такие данные помещены у выхода параллелей на рамку карты.

Нужно учесть, что в школьной географии приняты два способа измерения протяженности материков. Их применение зависит от условий обучения.

Протяженность материка можно узнать по разнице широт или долгот между крайними точками. Это более сложный способ, так как крайние северная и южная точки обычно лежат на разных меридианах, а крайняя западная и восточная точки — на разных параллелях. Учитывая это, нередко измеряют протяженность материка не по его крайним точкам, а по какому-либо меридиану или параллели. При условии хорошей подготовки учащихся полезно определять протяженность материка между его крайними точками. Далее учащиеся называют океаны и моря,; омывающие материк, ориентируя при этом морские границы по сторонам горизонта, указывают на близость Африки к Евразии и удаленность от других материков.

В начале VI класса учащиеся не могут одновременно усваивать и содержание действий, и их последовательность. Они обращают внимание лишь на содержание действий. Поэтому в конце беседы полезно спросить: по какому плану мы описывали географическое положение Африки? Не видят учащиеся и особенностей географического положения материка, влияющих на его природные условия. Учитель подчеркивает, что особое внимание нужно обратить на те черты географического положения, от которых зависят природные условия материка, и затем называет эти черты. В разделе «Африка» они еще не рассматривались, поэтому соответствующий вывод делает учитель. В дальнейшем с этим заданием школьники справляются более успешно. А в курсе физической географии СССР выявление особенностей географического положения становится основным содержанием работы по карте.

Для формирования приема описания географического положения любой территории, а не только материка полезно выполнить задание учебника — описать географическое положение Мадагаскара. Учитель указывает, как изменить записанный учениками план, предлагает выяснить положение острова по отно шению к Африке. В условиях насыщенного материалом первого урока по Африке это задание учащиеся могут выполнить дома или при проверке домашнего задания на следующем уроке. Так начинается обучение переносу формируемого приема на новый материал.

Содержание школьной географии таково, что обучение многим приемам учебной работы идет с большими перерывами. Это замедляет их усвоение. Поэтому приходится обеспечивать перенос приема до его полного усвоения. В дальнейшем идет закрепление приема описания географического положения и одновременно обучение способам переноса приема на новые территории.

Следующее упражнение в описании географического положения материка выполняется при изучении Австралии.. В учебнике имеются вопросы для такого описания, но учителю целесообразнее использовать свой план, записанный в тетради, ведь он одинаков для всех материков. В зависимости от подготовленности класса учащиеся могут описать географическое положение Австралии в целом или. сгруппировав: пункты плана для двух заданий.

Хорошим средством выявления особенностей географического положения является сравнение. Оно возможно, например, при изучении Австралии и Африки, Южной Америки и Африки, материков северного полушария. Учитывая, что на этом этапе развернутые сравнения представляют большую сложность, приходится сопоставлять материки не в целом, а по отдельным элементам их положения. Так, сравнение географического положения Африки и Южной Америки возможно по таким вопросам:

  1. В чем состоит различие в положении Африки и Южной Америки по отношению к экватору, Северному и Южному тропикам?
  2. Какой материк расположен севернее? южнее? Докажите свой вывод с помощью географических координат крайних точек.
  3. Какой материк наиболее вытянут в севера на юг?
  4. Как различие в географическом положении должно сказаться на климате и природных зонах Южной Америки?
  5. Что общего в географическом положении обоих материков?

Как видно, сопоставление охватывает наиболее существенные стороны географического положения, влияющие на природные условия материков.

Обучение описанию географического положения продолжается и при рассмотрении природных областей материков. В зависимости от учебного времени эти описания имеют различную подробность и иногда довольно сжаты. В то же время нужны задания, требующие связать географическое положение с различными компонентами природы, например:

  1. В чем состоит связь географического положения Северной Австралии с ее температурами, количеством и режимом осадков?
  2. Какой материк —Южная Америка или Африка —имеет более разнообразный климат? Каковы причины разнообразия?

По мере обучения познавательная самостоятельность учащихся. возрастает. Все чаще школьники используют прием как средство учебного познания. К концу VI-класса учащиеся могут-назвать существенные стороны географического положения без опоры на письменный план.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт