Обучение приему описания географического положения территории в VI—VII классах


Описание географического положения в VII классе.

В курсе физической географии СССР описание географического положения включает ряд новых признаков, обычно не рассматриваемых ранее: положение относительно центров действия атмосферы (например, Сибирского антициклона), климатических поясов, иногда природных зон. Определяют положение различных территорий Советского Союза и относительно Атлантического океана, который является для нашей страны одним из важнейших Климатообразующих факторов, хотя этот океан и не омывает непосредственно ее берега. Однако для крупных территорий СССР нет необходимости находить крайние точки и определять их координаты. Все это, вместе взятое, усложняет деятельность семиклассников.

Повышаются требования учителя и к самостоятельности чтения карты. Требуется описание без использования типового плана, особенно во второй части курса.

Еще более важно оценивать особенности положения с точки зрения их влияния на природные условия нашей страны.

Рассмотрим методику отдельных уроков, связанных с формированием приема. На первом уроке по теме «Географическое положение и границы СССР» последовательность работы учителя и учащихся напоминает урок по географическому положению Африки. Вместе взятые, эти уроки образуют определенную систему. Их объединяет содержание формируемых понятий и приемов, положение уроков в начале учебного курса.

Учитель напоминает общие цели изучения географического положения и раскрывает содержание этого понятия на примере нашей страны, затем он указывает цели урока: выявить особенности географического положения СССР и специально выделить те из них, которые определяют его природу; продолжать учиться самостоятельно описывать географическое положение территории по карте.

Хотя для одного урока план описания географического положения СССР записывать нет необходимости, все же на классной доске полезно этот план воспроизвести:

  1. Положение СССР на материке Евразия.
  2. Крайние точки СССР и их координаты. Протяженность страны с севера на юг и с запада на восток.
  3. Положение по отношению к океанам и морям.
  4. Климатические пояса, на территории который расположена наша страна.

Учитель подчёркивает, что содержание плана примерно одинаково с тем, который известен учащимся из VI класса, только, положение нашей страны рассматривают по отношению к материку, на котором она расположена.

В беседе по этому плану и карте учащиеся рассматривают различные стороны географического положения и называют следующие его черты:

  1. Наша страна занимает северную часть Евразии.
  2. Она протянулась с запада на восток почти на 10 тыс. км, протяженность с севера на юг также значительна.
  3. С севера СССР омывается Северным Ледовитым океаном. Различные части нашей страны неодинаково удалены от Атлантического океана.
  4. Советский Союз расположен в нескольких климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном и субтропическом.

Учитель напоминает о значении величины нашей страны, ее вытянутости с севера на юг и с запада на восток для природных условий. Чем больше вытянута страна, тем разнообразнее ее природные условия, которые сменяются в направлении вытянутости. Важно определять положение относительно Атлантического океана, так как он является главным поставщиком влаги, смягчает температуру летом и повышает её зимой. Положение страны в нескольких климатических поясах —одна из причин разнообразия природы.

Отмечается значение величины территории и в хозяйственном отношении. Учащиеся в классе выясняют главные особенности географического положения страны.

Обучение развернутым описаниям продолжается при изучении крупных территорий СССР, как равнинных, так и горных — Крыма, Карпат, Кавказа, пояса гор Южной Сибири и др. Так, учащиеся при описании Южного Крыма указывают на его географическое положение, морское окружение, называют два климатических пояса.

Начиная рассматривать Восточно-Европейскую равнину, полезно напомнить учащимся, что такое географическое положение, зачем его изучают. Соответствующий план для крупной территории записывают в тетради:

  1. Границы территории.
  2. В какой части СССР расположена?
  3. Протяженность с севера на юг и с запада на восток,
  4. Положение по отношению к океанам и морям.
  5. Климатические пояса, в пределах которых лежит эта территория.

По этому плану учащиеся готовят рассказ о географическом положении .Восточно-европейской равнины. Границы крупных территорий, как правило, показывает учитель, так как они нередко сложны, особенно для Восточно-Европейской равнины, Средней Сибири, пояса гор Южной Сибири, Дальнего Востока на западе. Показывая, учитель обращает внимание класса на наиболее заметные ориентиры. Границы Изучаемой территории наносятся на контурную карту.

Учитель должен требовать от учащихся полных и развернутый ответов и дополнять их недостающими сведениями. Существенно, что такие описания при изучении нового материала делают физическую карту источником новых знаний.

При недостатке времени на уроке можно ограничиться выявлением лишь главных особенностей положения территории. Например, при изучении Урала в теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» самая сложная часть урока — изучение рельефа и геологического строения. На чтение физической, тектонической и геологической карт уходит много времени. Поэтому подробное описание географического положения здесь необязательно. Пользуясь планом, учащиеся отмечают большую протяженность Урала с севера на юг, положение между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами на значительном удалении от Атлантического океана, близость к Северному Ледовитому океану, положение в трех климатических поясах — арктическом, субарктическом и умеренном.

При сравнении- географического положения разных территорий достаточно ограничиться выяснением различий. Например, сравнивают между собой равнинную и горную части Казахстана и Средней Азии, Крым и Карпаты, положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

При целенаправленном обучении в конце курса физической географии CСCP учащиеся довольно уверенно находят главные особенности географического положения любых территорий. Так, при самостоятельном изучении географического положения Дальнего Востока большинство учащихся экспериментальных классов назвали три наиболее характерные черты географического положения: находится в самой восточной части нашей страны; имеет большую протяженность с севера на юг; на значительном протяжении омывается Северным Ледовитым и Тихим океанами.

Менее подготовленные семиклассники назвали два последних признака, наиболее важные для понимания природы Дальнего Востока. Постепенно возрастает и полнота описания. О достигнутом уровне свидетельствуют такие ответы: «Полуостров Камчатка лежит на востоке Дальнего Востока. Он очень далеко находится от центра нашей страны и имеет большую вытянутость с северо-востока на юго-запад. По протяженности полуостров Камчатка равен горам Кавказа (примерно 1200 км), а по площади — полуострову Таймыр. Полуостров Камчатка окружен водами Тихого океана: на востоке — Беринговым морем, а на западе — Охотским. Это части Тихого океана. Его омывает и Тихий океан. Близость морей и океана оказывает большое влияние на природу и особенно на климат Камчатки».

Об усвоении особенностей географического положения можно судить также по ответам на вопросы, требующие, например, объяснить, почему на западных склонах Урала выпадает осадков больше, чем на восточных, как географическое положение сказывается на распределении летних температур на Западно-Сибирской равнине и др. Такие задания связаны с выявлением тех особенностей положения, которые заметно определяют отдельные компоненты природы, климатические элементы, расположение природных зон и др. Учащиеся контрольных классов и в конце учебного года включают в свои описания сведения о различных компонентах природы.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт