ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ


Значение причинно-следственных связей

Не описывать, а объяснять и затем преобразовывать окружающую нас природу — одна из главных задач советской географии. Современная физическая география исследует связи между различными природными явлениями, природой и хозяйственной деятельностью человека. Знание связей и взаимосвязей обеспечивает возможность географического прогноза — предсказания изменений в природной среде в результате вмешательства человека.

И в школе нельзя успешно изучать основы физико-географических наук без выяснения причин образования и развития природных объектов и явлений. Причинно-следственные связи входят в состав многих географических знаний. Какое бы понятие или их система ни рассматривались на уроке, они так или иначе включают связи между главными, существенными признаками, школьные курсы географии пронизывает ряд важных теоретических положений. В их числе —постоянное развитие нашей планеты и ее оболочек, природных комплексов, взаимная связь и обусловленность компонентов природы. Отличия в природе разных мест земного шара, каждого материка, нашей страны можно объяснить, зная их причины.

Учащиеся должны Также понимать, что правильное отношение человека К природе, разумное использование и охрана естественных богатств возможны только в результате познания ее законов, которые находят отражение в наиболее общих причинно-следственных связях. Верное их понимание имеет неоценимое значение и для научного мировоззрения. Ученик, не усвоивший связей в природе, не может иметь правильного научного мировоззрения. Если он не умеет вскрыть весь комплекс причин И следствий, то его знания и, следовательно, убеждения односторонни, малоубедительны и неглубоки.

Самостоятельное объяснение связей способствует также умственному развитию школьников — одной из главных целей обучения географии в школе. «Путеводительницей ума» называл причину объяснения этих связей еще Ян Амос Коменский.

Учитывая сложность усвоения причинно-следственных связей, целесообразно выделить их для специального изучения.

Как учащиеся устанавливают причинно-следственные связи.

Несмотря на большое значение причинно-следственных связей, довольно продолжительное время учителя требуют от учащихся лишь воспроизведения знаний о них, а умению самостоятельно устанавливать причинные связи не учат. Все это сказывается на качестве знаний учащихся.

Типичные недостатки в объяснительных ответах разнообразны и во многом, связаны с особенностями познавательной деятельности учащихся и с методикой работы учителя. Укажем наиболее существенные.

Довольно часто учащиеся ограничиваются в своих ответах перечислением признаков природных объектов и явлений, не связывая их, даже если задание требует указать причины. Так, в задании описать по картине равнинную реку и объяснить ее особенности учащиеся V класса правильно называют почти все особенности равнинной реки, но только половина класса объясняет, чем они вызваны. Этот недостаток сохраняется и в VI— VII классах, если учитель не научил школьников находить причинно-следственные связи.

При описании процессов образования и изменения природных объектов и явлений учащиеся нередко пропускают некоторые стадии этих процессов и их причины. В V классе, например, изучают такие географические процессы, как образование облаков, атмосферных осадков, ледников, землетрясений и др.

Знания физического содержания, нужные для отчетливого понимания этих процессов, у школьников порой отсутствуют.

Поэтому сведения о физических процессах пятиклассники часто опускают, особенно если они труднонаблюдаемы: нагревание горных пород, расширение воздуха при нагревании и др. В VI— VII классах появляются физические знания, но возникают трудности в их переносе на географический материал. Так, в VII классе, объясняя причины большого количества осадков на западных склонах Урала, учащиеся часто ограничиваются сообщением о том, что воздушные массы с Атлантического океана доходят до Уральских гор, встречают их преграду и оставляют здесь осадки. Сведения о подъеме воздушных масс, конденсации водяных паров при их охлаждении отсутствуют.

Типично также неполное выявление причинно-следственных связей. Полнота выявления причин зависит от их числа степени наглядности, времени и способа изучения. Некоторые семиклассники, например, при объяснении причин увеличения июльских температур в нашей стране к югу назвали географическую широту и не упомянули об увеличении солнечной радиации. В VI—VII классах причины часто излагаются без связи с соответствующими особенностями природы, в результате этого описываемые компоненты остаются необъясненными. Так, в характеристике климата Камчатки (VI класс) были упомянуты Муссоны, отмечено большое количество осадков, но не установлены связи между ними.

Некоторые причинно-следственные связи объясняются на элементарном уровне, не соответствующем системе изучаемых понятий. Так, указывая причины равнинности своей местности, учащиеся VII класса упоминают о сглаживающей деятельности ледника, устойчивости земной коры, но не ссылаются на \’Платформенное строение равнины. Довольно редко привлекаются сведения о солнечной радиации.

Встречаются случаи неумения различить причину и следствие. Иногда за причину принимается следствие. Ряд семиклассников в качестве причины равнинности своей местности называет тот факт, что местность расположена на Восточно-Европейской равнине и поэтому ее поверхность равнинная. Многие семиклассники видят причину богатства Урала полезными ископаемыми в том, что горы довольно сильно сглажены и поэтому месторождения полезных ископаемых оказались близко к поверхности.

Иногда причина названа правильно, но учащиеся не могут ее полно обосновать. В V классе на вопрос: какой тепловой пояс и почему получает больше всего тепла? — ученик ответил: «Больше всего тепла получает жаркий пояс, так как он расположен по обе стороны от экватора». Ответ верен, но ученик не смог объяснить, почему территория, лежащая по обе стороны экватора, получает много тепла. Таких примеров много.

Типичные ошибки в ответах должны быть известны не только учителю, но и учащимся. Осознавая их, школьники лучше понимают, как от них избавиться.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт