ЧТЕНИЕ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ И КАРТ


Тесная связь школьной географии с картой — одно из главных положений методики географии. Нет необходимости подробно говорить о значении карты для изучения географии в школе, оно достаточно хорошо выяснено. Назовем лишь ее самые важные дидактические функции:

  1. Карта служит одним из важнейших источников географических знаний и поэтому часто рекомендуется для активизации обучения и самостоятельной работы учащихся.
  2. Карта является основой для формирования различных приемов ее чтения, использование которых делает карту источником географических знаний.
  3. Работа с картой дает возможность познакомить школьников с методами географических исследований, прежде всего картографическим.

В действующих в настоящее время школьных программах заметно усилилось внимание к топографическим картам и планам. Указанные выше функции пока относятся преимущественно к мелкомасштабным географическим картам. Топографические карты и планы не используются или почти не используются для формирования географических понятий. Недостаточна их роль и в обучении приемам чтения карт. Изучение раздела «Изображение Земли на глобусах и картах» в V классе обеспечивает усвоение ряда картографических знаний и приемов. Пятиклассники читают масштабы карт, различают крупный и мелкий масштабы, почти 1/3 школьников умеет правильно определить азимут, направления и расстояния. В то же время их подготовка имеет ряд существенных пробелов. В частности, слабо усвоены определения некоторых понятий — о горизонталях, азимуте, различия в способах изображения рельефа на картах и плане, назначение горизонталей. Большинство учащихся не Может описать местность по топографическому плану. Вместо описания дается перечень условных знаков, причем далеко не полный. Есть ответы, в которых неверно определено расстояние по плану с помощью масштаба.

Причины названных пробелов состоят в том, что Многие понятия этой темы абстрактны и к тому же формируются в отрыве от соответствующих практических работ. Пока еще слабо разработана методика обучения школьников чтению топографических карт. Их функции определены недостаточно полно. Многие методисты рассматривают топографические планы .и карты как средство усвоения понятия «географическая карта». -Поэтому ознакомление с ними — всего лишь ступень в изучении географических карт мелкого масштаба. В то же время объяснительнная записка к программам подчеркивает необходимость научить составлять и читать в V. классе элементарный плац, местности, а в качестве одной из целей изучения раздела «Изображение поверхности Земли на глобусах и картах» ставит задачу сформировать основы картографических и топографических знаний.

В VII классе, помимо усвоения учащимися картографических знаний, необходимо научить определять расстояния, направления, координаты по градусной сетке с минутами, делать описания рельефа по горизонталям, пользоваться условными знаками и др.

Роль топографических планов и карт можно значительно усилить, если рассматривать их как средство усвоения различных, в том числе общеземлеведческих, понятий. Использование планов с этой целью намного расширяет возможности более глубокого изучения физической географии. Знание географических планов и карт необходимо на всем протяжении изучения курсов физической географии, хотя в курсах географии материков и физической географии СССР эти возможности более ограничены. В VI—VII классах изучают объекты, изображаемые на мелкомасштабных картах, так как площадь их значительна. Все же на топографических картах можно наглядно изобразить моренный ландшафт, горную долину, рельеф плоской, заболоченной равнины и др.

Обучение приемам чтения топографических планов надо рассматривать как Начало обучения чтению карт в целом. Топографические карты, в сравнении с мелкомасштабными имеют ряд особенностей состоящих в следующем:

  1.     Топографические планы и карты более наглядны. Их условные знаки часто аналогичны изображаемым предметам, на мелкомасштабной карте они более условны. Благодаря лучшей наглядности легче видеть существенные признаки понятий, устанавливать не только пространственные соотношения предметов, но и причинно-следственные связи между ними. План местности, например, хорошо передает холмистую поверхность равнины, условия образования оврагов, заболачивание озера и т. д.
  2.     На основе топографических планов и карт легче систематизировать, географические знания. Многие природные объекты в связи с большой генерализацией не изображаются на мелкомасштабных картах, но показаны на топографических: холм, впадина, источник, колодец, отдельное болото, долина реки, тип леса по составу растительности и др. Эта особенность наиболее важна в V классе, где нужно связать между собой географические, понятия, сформированные при изучений отдельных оболочек Земли.
  3.     С помощью топографической карты легче показать соотношение природных объектов и хозяйственной деятельности населения, например расположение плотин в понижениях рельефа для строительства прудов, водяных мельниц, способы хозяйственного использования рек и т. д. Более широкая опора на топографические планы .и карты, несомненно, позволяет глубже изучить содержание физической географии.

Рассмотрим теперь некоторые стороны методики использования планов местности и карт для достижения указанных выше ^ целей. Исходя из них, в работе с планами в V классе можно наметить два основных этапа. Первый —при изучении раздела «Изображение Земли на глобусах и картах». Он обеспечивает понимание сущности плана и усвоение первоначальных приемов их чтения. Второй — при изучении оболочек Земли, когда использование топографических знаний и приемов помогает формировать общеземлеведческие понятия.

Использование плана местности в V классе

Работа с топографическим планом в разделе «Изображение Земли на глобусах и картах». Проведенная проверка в ряде школ показала, что учащиеся V класса владеют некоторыми картографическими приемами, усвоенными в курсе природоведения. Большинство пятиклассников умеет определять по плану направления и расстояния, знает условные знаки некоторых географических объектов, способы изображения цветом форм земной поверхности. Усвоенные ранее знания и приемы создают необходимую базу для дальнейшего обучения.

Особенности предлагаемой методики изучения темы состоят в следующем.

Имеющаяся у пятиклассников подготовка позволяет начать изучение раздела с формирования понятия о плане местности и его отличии от рисунка и аэроснимка. Благодаря этому план сразу же выступает как источник знаний, что, кстати, предусмотрено и программой.

С самого начала изучения раздела учащихся знакомят с условными знаками местных предметов. Такой подход, в отличие от принятого в картографии, где вначале рассматривается математическая основа карт, более оправдан в условиях первоначального обучения школьников. Он позволяет учить способам изображения расстояний и направлений не вообще, а от одного предмета к другому. Этот подход в конечном счете подводит к описанию местности по плану. Запоминание отдельных условных знаков обычно не представляет большой трудности для пятиклассников. Значительно сложнее читать сочетание нескольких знаков, указывая направление между ними и разделяющее местные предметы расстояние. Такое чтение условных знаков скорее приближает учащихся к описанию по плану местности и карте, чем простой перечень местных предметов.

Одна из целей изучения раздела — формирование приемов чтения планов местности и карт, поэтому на всем ее протяжении предлагается система топографических диктантов и упражнений для чтения готовых планов с постепенно усложняющимся содержанием. Так, и а втором уроке учащиеся выполняют упр. 7 на с. 21 учебника, в котором требуется назвать предметы, обозначенные условными знаками. Затем учащимся можно предложить следующий топографический диктант:

Школьники вышли из школы и прошли 300 м на юг. Здесь стоит отдельная ель. Затем учащиеся повернули на северо-запад и прошли по тропинке еще 200 м и дошли до моста через реку. Далее тропинка повернула на запад и через 500 м привела к отдельно стоящей березе. Изобразите путь школьников на бумаге.

Масштаб в 1 см 100 м указывается перед диктантом. В этом диктанте учащиеся изображают не только местные предметы, но и направления и расстояния.

Следующее упражнение требует (атлас, с. 3) подготовить устный рассказ по плану местности о пути от родника у селения Ладогино до отдельно стоящего дерева на севере по тропинке. При этом надо указать направление движения, местные предметы, встречающиеся по обе стороны тропинки, уклоны местности. Для полного описания полезно указать учащимся такую последовательность их действий:

  1. Определить на плане стороны горизонта и направление движения.
  2. Двигаясь мысленно в указанном направлении, назвать затем направление движения, местные предметы по обе стороны от линии движения, формы поверхности, их крутизну и характер уклона.
  3. Устно описать эту местность.

Нужен и образец описания по указанной схеме, например: селение Поречье находится в юго-западном направлении от дома лесника, Тропинка от домика лесника сначала идет на юг по ровной местности, покрытой лесом. Через 350 м лес кончается, а тропинка поворачивает на юго-запад и т. д.

Целесообразно описывать небольшие отрезки пути, учитывая сложность работы и ее первоначальный характер.

Для закрепления полученных знаний предлагается по плану местности (атлас, с. 3) письменно описать, например, путь от деревни Новинки до домика лесника, указывая направление движения, местные предметы, уклоны местности и пройденное расстояние.

. Составная часть системы упражнений— чтение плана своей местности, заранее составленного учителем или старшими школьниками. Содержание таких планов обычно упрощено, так как на них отсутствуют горизонтали. Тем не менее чтение весьма полезно,—оно обеспечивает наиболее осознанное восприятие местности по ее условному изображению.

Программа предусматривает следующие приемы работы по плану своей местности: ориентирование плана, нахождение на нем точки своего стояния, окружающих местных предметов, ориентирование по плану в движении.

Часть заданий можно выполнить в кабинете географии, где легче организовать работу со всем классом, обеспечить дисциплину.

Занятие проводится методом беседы и включает следующие вопросы:

  1. Что такое план?
  2. Что можно узнать по плану о местности?
  3. Что вы умеете определять по плану?

Далее учитель рассказывает, что для чтения плана на местности надо прежде всего ориентировать его, и объясняет, как это сделать. Для увеличения количества упражнений можно использовать те планы, которые есть в учебнике, в атласе.

Сориентировав план, находят точку, от которой начинается движение. Для этого находят какой-либо местный предмет рядом с собой, а затем отыскивают его на плане. Учитель называет несколько точек стояния, а учащиеся отыскивают Их, указывая, возле каких местных предметов находится эта точка. Такие упражнения вызывают у школьников большой интерес. Если количество учащихся невелико, то эту работу лучше выполнить на местности.

Ориентирование плана в движении проводится на Пришкольном участке. Для этого класс делят на несколько звеньев и готовят столько же копий плана. Необходимо следить, чтобы учащиеся менялись своими обязанностями. Один ученик ориентирует план, другой следит за стрелкой компаса во время движения, третий — за правильностью направления движения. Пункты, в которых учащиеся должны закончить движение, заранее намечаются учителем, что облегчает контроль за результатами работы. Задания выполняются сравнительно быстро, поэтому их содержание можно менять.

На следующем уроке в кабинете географии полезно дать описание маршрута движения в виде связного рассказа.

Подобная система практических работ обеспечивает постоянство чтений плана, учит связному описанию Местности.

Упражнения выполняются не только при изучении нового материала, но и дома, а также при проверке домашнего, задания. Следует лишь подчеркнуть, что если выполнение топографических диктантов способствует усвоению и учит изображению условных знаков, расстояний и направлений, то чтение готовых планов учит связному описанию местности и тем самым обеспечивает более высокий уровень работы с ним. Надо учесть, что в дальнейшем главным содержанием чтения физических и специальных карт будет описание различных объектов и явлений.

Формирование понятий об азимуте, горизонталях, плане, масштабе осуществляется на основе практических действий учащихся с топографическим планом. Сочетание действий и знаний приносит нужный результат.

Изучение раздела «Изображение Земли на глобусах и картах» полезно завершить обобщающим уроком который дает возможность обобщить сформированные на протяжении ряда уроков знания и приемы, в том,числе описывать местность по плану. Конкретные особенности методики работы с топографическим планом рассмотрите примере одного урока.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт