ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ


Роль приемов учебной работы в обучении физической географии

Понятие «прием учебной работы». Как известно, в процессе, обучения выделяют две взаимосвязанные стороны: деятельность учителя — преподавание и деятельность учащихся — учение. Изучая развитие познавательной деятельности учащихся, являющейся основой учения, известный советский психолог Е, Н. Кабанова-Меллер выделила в ней три взаимосвязанных компонента:

  •  овладение знаниями;
  •  овладение приемами (способами) учебной работы;
  •  овладение навыками.

Исходя из этой концепции, в физической географии необходимо выделить одну из составных частей ее содержания—приемы (способы) учебной работы учащихся, которые сочетали бы в себе как содержание знаний, так и приемы умственной деятельности учащихся.

Приемы учебной работы — это совокупность действий, Основанных на знании способов их выполнения. Объективно их можно выразить в виде перечня действий, правил, инструкций, указывающих, как можно выполнить данное задание. Каждый прием состоит из знания как надо действовать, чтобы выполнить учебное задание, и умения осуществить нужные действия. В составе приема выделяют отдельные действия — умственные и практические. Ведь для выполнения многих учебных заданий требуется их сочетание. Так, для описания гор по карте необходимы умственные действия, связанные с анализом, синтезом, классификацией, нахождением причинно-следственных связей. При этом учащиеся выполняют ряд практических действий, необходимых для определения географического положения гор, их направления, высот и др.

В психологической литературе выделяют две группы приемов — частные, характерные для одного учебного предмета, и общие, широкие, имеющие межпредметный характер. Первая группа приемов тесно связана с содержанием географических знаний и формируется только при ее изучении. В методике географии ей уделяется довольно много внимания. Сюда относятся приемы чтения географических карт, например изучение географических координат, описание объектов и явлений, определение форм поверхности по условным знакам» и т. д. В эту группу входят и способы работы с цифровыми показателями, приемы чтения топографического плана, наблюдений в природе и др. Общие приемы, относящиеся ко второй группе, не связаны с географическим содержанием. Действия, входящие в их состав, обобщены. В эту группу входят сравнение, обобщение, нахождение связей и др.

Учебные приемы могут быть сформированы либо на уровне умения, либо на уровне навыка. Таким образом, понятия «прием учебной работы» и «умение» соотносятся как целое и часть. В физико-географических курсах большинство приемов формируется на уровне умений, требующих для своего осуществления предварительного обдумывания. Автоматизированно на уровне навыка учащиеся выполняют сравнительно небольшую часть действий: показ по карте, определение высот по отметкам, считывание цифровых показателей и т. д. Как видно, только сравнительно несложные приемы можно довести до уровня навыка. Основные усилия учителя нужны для формирования довольно сложных умений, без которых невозможно полноценное усвоение физической географии.

Состав приема Можно представить в виде следующей схемы:

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Следует также подчеркнуть, что формирование приемов учебной работы связано с сознательным усвоением рациональных способов учебной деятельности.

Основные функции приемов.

Одно из условий успешного формирования приемов учебной работы — их обоснованный отбор и выяснение роли в обучении географии. Роль приемов учебной работы в изучении физической географии исключительно велика и разнообразна. Их можно рассматривать как часть содержания школьной географии, которую надо усвоить. Будучи сформированными, приемы становятся средством усвоения географических знаний и делают возможной самостоятельную познавательную деятельность школьников.

Многие географические знания усваиваются школьниками на уровне запоминания. Этого недостаточно для географического образования, ведь требуется не только правильно понимать природу, но и уметь предвидеть результаты ее изменения, прогнозировать их. Формирование понятий связано прежде всего с определением признаков, многие из которых учащиеся в состоянии выделить самостоятельно. Если эта работа сложна или требует много времени, то признаки понятия выделяет учитель. Для отыскания существенных признаков учащиеся наблюдают природу, ее объекты и явления, сравнивают их. Так же важно находить причинно-следственные связи, которые входят в состав понятий. Это возможно, если школьники владеют соответствующими способами. Так, понятие о платформе считается усвоено, если шестиклассники могут дать его определение, назвать существенные признаки (платформа — часть земной коры, она имеет большие размеры, относительно устойчива), а затем использовать это понятие для объяснения причин равнинности земной поверхности, при изучении полезных ископаемых и в ряде других случаев. Усвоенные признаки понятий , учащиеся должны находить я окружающей местности, в природе, на различных наглядных изображениях.

Приемы учебной работы выступают как важное средство познавательной деятельности учащихся прежде всего в процессе изучения нового материала. М. Н. Скаткин отмечает, что бывшие в прошлом попытки добавить к традиционному способу сообщения знаний в готовом виде еще одно звено — задачи и упражнения на применение знаний—все еще связаны с запоминанием и воспроизведением большого объема сведений. Изменения в центральном звене процесса обучения —в усвоении знаний—связаны с организацией активной познавательной деятельности учащихся.

Без приемов учебной работы невозможна, следовательно, и успешная самостоятельная работа. «…Учащийся может в полной мере усвоить только то, что он пытался реализовать в своей учебной и практической деятельности», — пишут Д. Н. Богоявленский и Н. А. Менчинская. Знания, усвоенные в процессе самостоятельной работы, более осознаны, отличаются глубиной и прочностью.

Овладение различными приемами учебной деятельности обеспечивает возможность самообразования после окончания школы.

Велика роль приемов в развивающем обучении географии. Его основу составляет развитие мышления школьников, связанное с умственной деятельностью учащихся, с их- учебной работой, в основе которой лежит решение разнообразных познавательных задач. Сформированность приемов умственной деятельности и способов их. переноса в новые условия ряд психологов (Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Мекчинская и др.) считает одним из важнейших показателей умственного развития. А приемы учебной работы, как уже говорилось, связаны с умственной деятельностью учащихся. Овладение приёмами способствует формированию научно-материалистического мировоззрения — диалектического метода позиция, для которого характерны изучение географических объектов и явлений в развитии, исторический подход, выявление взаимосвязей в природе, а также между природой и деятельностью человека, вскрытие различных противоречий.

Поэтому разработка методики активизации процесса обучения географии в настоящее время является одним из главных направлений развития методики географии в целом. По мере усложнения задач школьной географии эта задача становится все более актуальной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт