ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ЧТЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАРТ


Физические карты — наиболее употребительные в курсах географии V—VII классов. Они позволяют рассматривать географическое положение, рельеф, климатообразующие факторы, особенности внутренних вод, зависящие от поверхности, и т. д. Поэтому приемы чтения физической карты довольно разнообразны. К ним относятся:

  •  способы определения географического положения точек объектов: определение географических координат, показ границ объектов, ориентирование по параллелям и меридианам и по сторонам горизонта;
  •     измерительные приемы: определение протяженности объектов, расстояний между ними по масштабу и градусной сети, их площадей, высоты местности, глубин океанов и морей;
  •     приемы описания рельефа как компонента природного комплекса, его отдельных форм, морей и океанов, рек и озер и др.

По физическим картам формируются также приемы учебной работы, совпадающие с приемами умственной деятельности учащихся,— сравнение, нахождение причинно-следственных связей, обобщение, классификация и др.

В целом физические карты позволяют научить школьников самым различным способам их чтения, начиная от наиболее простых — показа объектов на карте — и кончая такими сложными, как описание объектов и явлений на основе сопоставления нескольких карт.

В методической литературе подробно выделены виды и содержание самостоятельных и практических работ по физической карте, однако их практическое использование пока еще не обеспечивает достаточной глубины чтения Карты, преобладает показ номенклатуры, мало описаний.

Усложнение, задач школьной географии предъявляет к чтению физических карт новые требования. По ним нужно выделять существенные особенности природных объектов и явлений, по возможности давать их развернутую характеристику. Увеличение числа карт, используемых для изучения географии, позволяет теперь устанавливать еще больше причинно-следственных связей и природных закономерностей. Такие возможности, в частности, появились при сопоставлении карт физической и тектонической, физической и геологической. В результате усиливается объяснительное содержание школьной географии.

Рассмотрим некоторые приемы чтения карт и методику их формирования.

Описание географического положения территории

Каждый объект, изучаемый географией, занимает определенное место на земной поверхности. Оно всегда индивидуальна поэтому как в географических исследованиях, так и в школе много внимания отводят выяснению особенностей географического положения. В курсах физической географии для выяснения и понимания многих особенностей природы необходимо определить расположение на земной поверхности изучаемого объекта или территории. Поэтому научить каждого ученика самостоятельно определять физико-географическое положение —важнейшая задача учителя.

Географическое положение — это «положение какого-либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала».

Такими объектами обычно являются океаны и моря, материки, их части, горы, реки и озера и др. Кроме того, положение определяется по отношению к математическим точкам и линиям— параллелям и меридианам.

Существуют две цели изучения физико-географического положения:

  •  определение местоположения объекта или территории на земной поверхности, иначе говоря, нахождение его «адреса»;
  •  выявление тех особенностей размещения, которые в наибольшей степени влияют на природу территории.

Физико-географическое положение изучают только по карте и глобусу, хотя с той или иной подробностью это понятие раскрывает и текст учебников. Важно познакомить учащихся с некоторыми приемами географического прогноза, основанного на знании природных особенностей, определяемых сходными чертами географического положения. Такой подход имеет и методологическое значение.

Ознакомление с географическим положением начинается в V классе. Программа по курсам VI и VII классов предусматривает изучение самых различных объектов — материков, их областей, территории Советского Союза, его частей, горных хребтов, равнин, морей и т. д. При этом формирование понятия географического положения должно идти одновременно с обучением приему его определения. Это довольно сложный прием, состоящий из ряда простых: нахождения географических координат, ориентирования по карте, установления пространственных связей —соотношений, измерения расстояний и направлений и др. От учащихся требуется соединение различных действий в нужной последовательности и умение перестроить прием в зависимости от поставленной цели.

Несмотря на большое значение приема и большое внимание к нему в программах и учебниках, многие учащиеся описывают географическое положение с существенными недостатками. Они состоят в следующем:

  •     включение в описание географического положения различных сведений о рельефе, климате и других элементах природы. Указанный недостаток сохраняется и в VIII классе при изучении экономической географии СССР;
  •     в описаниях много пропусков существенных особенностей географического положения;
  •     нарушение последовательности описаний;
  •     неумение выделить наиболее важные стороны положения, определяющие природные условия территории.

Причиной Недостатков является весьма приблизительное усвоение содержания понятия. Описание географического положения по карте еще не ставится как специальная цель обучения. Поэтому практические действия учащихся по карте при изучении географического положения выполняют вспомогательную роль. На них обращается меньше, чем нужно, внимания. При проверке домашних заданий учителя ограничиваются ответами по тексту учебника.

Научить описывать по карте географическое положение любой территории —такова специальная цель обучения.

Описание географического положения в V классе. Элементы описания географического положения меняются от класса к классу и зависят от содержания изучаемых понятий, уровня развития познавательной деятельности школьников.

В V классе учащиеся не пользуются какой-либо схемой или планом описания географического положения. Поэтому нет необходимости и в связных описаниях. Учащиеся отвечают на сравнительно небольшие вопросы: где расположены горы? По какой равнине протекает река? Где расположен жаркий тепловой пояс? И т. п. Такой подход связан с содержанием общих географических понятий, изучаемых в начальном курсе физической географии. Они отличаются большей обобщенностью, меньшим количеством признаков. Поэтому в V классе учащиеся ограничиваются выполнением задания на определение положения одних объектов относительно других или математических линий и точек на карте и земной поверхности. Например, значительная часть времени отводится на обучение определению географических координат.

Само понятие «географическое положение» в V классе не раскрывается, хотя учитель и отмечает, что при чтении карты нужно указывать, где расположен изучаемый природный объект.

Первые упражнения целесообразно предложить уже в разделе «Изображение Земли на глобусах и картах» на основе рисунков на доске, по плану местности, географической карте, по глобусу. Так, учитель вычерчивает на классной доске условные знаки дерева и моста и просит определить, в каком направлении от моста стоит дерево. Определение географических координат любой точки на земной поверхности — это и есть описание ее положения относительно градусной сетки.

В V классе начинается обучение умению делать географические выводы из данных о положении объекта. Такой прием состоит из знания географических следствий расположения объекта на земной поверхности, действий по выявлению его особенностей й соединению знаний об особенностях расположения объекта с соответствующими географическими следствиями. Иначе говоря, учащиеся устанавливают конкретные связи между элементами географического “Сложения и природными условиями. В целом в курсе V класса преобладает накопление знаний о зависимости различных элементов природы от положения территории в тепловом поясе, от широты места и других факторов.

Следующий этап обучения приему во времени совпадает с курсами географии материков и физической географии СССР.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт