Методы и организационные формы воспитания


Возникает вопрос, как осуществлять нравственное воспитание шестилетних школьников, какие методы, способы применять учителю и воспитателю, чтобы обеспечить успешность своей воспитательной деятельности. Прежде всего нужно подчеркнуть, что основная нагрузка в осуществлении указанных линий воспитательной работы с шестилетними школьниками ложится на учителя и воспитателя группы продленного дня, хотя, как уже и говорилось, немаловажной формой или этапом в развертывании воспитательного процесса является и продолжение воспитания в семье. Задачи нравственного воспитания должны охватывать как формирование знаний о нравственных нормах, так и формирование опыта нравственного поведения, развития чувств. Для обеспечения действенной взаимосвязи между воспитательной работой учителя и воспитателя группы продленного дня необходимо совместное планирование. При составлении планов воспитательной работы необходимо определять воспитательные задачи как на. длительный, так и ближайший срок. При общности воспитательных задач методика организации внеурочной деятельности учащихся, несмотря на необходимость продолжить начатое на уроках, должна отличаться от методики воспитания на уроках. Ни один вид работы с детьми в условиях продленного дня не следует превращать в продолжение урока или в дополнительный урок по какой-либо теме, надо искать оригинальные и увлекательные формы, обладающие эмоциональным воздействием на школьников, пробуждающие у них активность и заинтересованность, вызывающие радость и удовлетворение. Из сказанного никоим образом не следует, что па силе эмоционального воздействия на детей урок должен уступать внеклассным занятиям. Радость и удовлетворение должны присутствовать и на уроке. Различие между уроком и внеклассными занятиями определяются лишь видами деятельности, имеющими место в том и другом случае.

Осуществляя воспитание как на уроке, так и в рамках продленного дня, нужно иметь в виду, что личность ребенка формируется в деятельности. В деятельности же, и прежде всего совместной, коллективной, происходит нравственное становление личности. Дети включаются в ходе воспитания в различные виды деятельности: познавательную, игровую, трудовую, художественную, физкультурно-оздоровительную.

Естественно, что удельный вес каждого из этих видов деятельности на уроках и внеклассных занятиях различен. В связи с этим есть известное основание сказать, что на уроках, где превалирует познавательная деятельность, относительно больший акцент падает на решение задачи формирования нравственных знаний, во внеклассных видах занятий — игре, труде, спортивной, художественной деятельности более эффективно решается задача формирования опыта нравственного поведения. Формирование нравственных чувств в равной мере должно быть интенсивно представлено при осуществлении всех видов деятельности.

Включаясь в различные виды совместной деятельности, как на уроке так и вне его, шестилетние школьники вступают в многообразные отношения друг с другом. Именно эти взаимоотношения определяют нравственный эффект деятельности. Обсуждая и оценивая результаты совместной деятельности учащихся, необходимо учитывать не только практический результат их усилий (сколько сделали), полученные знания и умения (что узнали, чему научились), но и развитие их нравственных отношений. Доброжелательность, дружелюбие, взаимоуважение, внимание друг к другу, взаимопомощь — к этому нужно направлять детей при организации их совместной деятельности. Здесь, лежит основа нравственного воспитания, а также и основа создания подлинного коллектива учащихся в классе. Процесс создания коллектива протекает эффективно там, где созданы условия для понимания каждым ребенком своей нужности коллективу, где каждый школьник коллективу дорог. С этой целью учитель и воспитатель так организует работу, разрабатывает такую систему занятий, в которой каждая группа ребят, каждый школьник в отдельности имеет возможность проявить свои самые лучшие качества, лучшие черты, свою индивидуальность, неповторимость, Умелое подчеркивание учителем лучших сторон личности школьника создает ему авторитет среди сверстников.

Необходимым в работе по созданию коллектива следует считать создание условий, дающих возможность каждому школьнику пережить чувство успеха в каком-либо виде деятельности. В каждом классе есть дети, в силу различных причин поначалу ничем себя не проявляющие. Практика показывает,что таких детей. в первую очередь следует вовлекать в ситуации, в которых так или иначе проявились бы какие-то особенные, привлекательные для сверстников черты. Именно признание со стороны одноклассников позволит ребенку пережить радость успеха в специально подобранном для него воспитателем и учителем виде деятельности. Самовыражение, самоутверждение, поощряемое и постоянно поддерживаемое со стороны окружающих, вызывает у ребенка веру в свои силы, помогает ему правильно оценить себя в коллективе, почувствовать свою нужность. Особенно это важно для детей с замедленным темпом развития: для них осознание своей полноценности, нужности коллективу, авторитет и доброжелательное отношение со стороны сверстников — залог нормальной жизнедеятельности. При воспитании маленьких школьников особую роль приобретает такой методический прием,как использование различного рода правил, способствующих овладению детьми нравственными знаниями и опытом нравственного поведения. Знания детей о доброте, трудолюбии, честности, справедливости, об отношении к старшим и младшим по возрасту, которые дети получают при чтении, в беседах о нормах нравственности, не всегда и не сразу становятся регулятором их поведения. Эти знаний содержат обобщенные сведения о моральных нормах и требованиях, для маленьких школьников трудно соотнести их со своим поведением. Из этого следует, и опыт воспитательной работы с шестилетними «школьниками подтверждает это, что детям необходимы конкретные правила, которые помогали бы им организовывать поведение, устанавливать правильные взаимоотношения в повседневной жизни. Дети понимают, что надо быть добрыми, справедливыми, но не всегда знают, как поступать в конкретных, случаях, когда велико желание самому получить Красивую игрушку или трудно отказаться во имя справедливости от интересного поручения в пользу товарища. Следовательно: необходим определенный свод правил, раскрывающих ребятам, как нужно вести себя в тех или иных конкретных ситуациях. Без таких правил регулировать взаимоотношения детей в коллективе формировать их опыт нравственного поведения довольно сложно. В то же время, практика показала, что результативность воспитательной работы повышается, если создаются условия, при которых дети как бы сами формулируют то или иное правило. Не извне, не авторитарно правило «навязывается», а вытекает из необходимости разрешить ту или иную актуальную для детей ситуацию. Например, ребята затеили игру в мяч, но игра не получилась и довольно быстро закончилась конфликтом. Педагог вместе с детьми выясняет причину конфликта: одна из команд нарушила правила игры, но продолжала утверждать, что выиграла, (уж очень хотелось выиграть!). Более того, «выигравшая» команда стала дразнить проигравших, а те расстроились и некоторые члены команды даже захотели отомстить обидчикам. После примирения состоялся разговор о том, как нужно вести себя во время игры, чтобы она получилась и доставила всем игравшим удовольствие.

В доверительной беседе ребята как бы сами сформулировали «Правила честной игры и состязаний»:

  1. Соблюдай правила игры и состязаний, не пытайся выиграть нечестным путем.
  2. Если выиграл — радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что. умеешь сам.
  3. Обидно, когда проиграл, но не падай духом и не обижайся на победителя.

Приведем другие конкретные правила нравственного поведения, которые были составлены педагогами и воспитателями совместно с ребятами в одном из экспериментальных классов в процессе проведения нашей опытной работы в классе с шестилетними детьми:

Правила чистоты и порядка

  1. Соблюдай режим дня: в одно и то же время поднимайся, гуляй, садись за домашние уроки, ложись спать, по утрам делай зарядку.
  2. Утром и перед сном умывайся, чисти зубы, содержи в порядке прическу.
  3. Бережно относись к своей одежде и обуви, следи за ее чистотой. Придя из школы, аккуратно повесь школьную форму и переоденься в домашнюю одежду.
  4. Содержи в порядке школьные принадлежности и учебники. Перед уходом в школу проверь, все ли ты взял для уроков.

Правила вежливости

  1. Будь вежлив и приветливым: научись говорить людям «волшебные» слова — «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините».
  2. Уступай место и дорогу старшим, веди себя так, чтобы другим людям было приятно с тобой.
  3. Поздравляй родителей, родных с праздником, с днем рождения, приготовь им подарки, сделанные своими руками.
  4. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Правила товарищества

  1. Делись с другими ребятами игрушками, книгами, знаниями и умениями.
  2. Помоги товарищу, если у него что-то не ладится.
  3. Учись у товарища тому хорошему, чего у тебя еще нет.
  4. Останови товарища, если он поступает плохо.
  5. Не ссорься по пустякам, не ябедничай.

Правила трудового человека

  1. Начиная какую-либо работу, подумай, сумеешь ли ты ее выполнить. Все ли у тебя есть, чтобы ее выполнить (время, материалы, инструменты).
  2. Доводи начатую работу до конца. Если что-то не получается — спроси у взрослых, как быть.
  3. Бережно относись к инструментам. Экономно расходуй материалы, необходимые для работы.
  4. В твоем рабочем уголке должен быть всегда порядок, каждая вещь должна иметь свое место.

Правила дружной работы

  1. Распредели общую работу поровну.
  2. Знай, что ты должен делать.
  3. Выполняй свою работу как можно лучше и в срок.
  4. По ходу работы выясняй, как идут дела у других: помоги тому, У кого не ладится работа. Учись учиться у других.

Правила бережного отношения к природе

  1. Береги зеленые насаждения.
  2. Останови товарища, наносящего вред растениям, животным, птицам.
  3. Ухаживай за комнатными растениями.
  4. Соблюдай чистоту в лесу, на поляне, реке, озере.

Содержание изложенных правил не отражает всех сторон жизнедеятельности школьников. По аналогии учитель может составить вместе с детьми правила, регулирующие и другие стороны жизни. Например: «Об отношениях мальчиков и девочек», «Об отношении к родителям», «О выполнении общественных поручений», «О бережливом отношении к книгам, учебникам, школьным принадлежностям».

Надо сказать, что дети со всей своей непосредственностью, с большой охотой принимают участие в формулировании правил. Следование правилам также вызывает у них чувство удовлетворения, поскольку это помогает детям в осознании мотивов своего поведения, помогает обретать уверенность в себе. Правила помогают вырабатывать внутренние регулятивы поведения.

Само собой разумеется, что овладение коллективно выработанными правилами не должно происходить путем заучивания. Основным и самым действенным путем овладения правилами, как показывает практика, является включение детей в разнообразную совместную деятельность — трудовую, художественную, игровую — где дети могут постоянно упражняться в применении изучаемых правил. Взрослые исподволь, ненавязчиво — своим вопросом, или краткой репликой — направляют детей на осознание того, что выполнение или нарушение правил поведения связано с последствиями для других людей — близких, товарищей, всего коллектива. Пусть дети самостоятельно делают этот вывод, пусть самостоятельно определяют, что произошло в той или иной ситуации, при выполнении того» или иного дела -дело сделали, а как складывались взаимоотношения, отчего зависело радостное, приподнятое у всех настроение, или, наоборот, отчего возникло недовольство, чья-то обида, ссора. Пусть дети сами формулируют — по-своему, соблюдение или несоблюдение каких правил тут сыграло роль. Пусть они это делают со всем пылом своих эмоций, переживаний, отношений. При таком подходе дети будут и овладевать знанием правил и у них будет накапливаться опыт товарищества, коллективизма, доброжелательности, честности, справедливости, вежливости. Они постепенно начнут понимать, что в процессе совместной деятельности не только достигается какой-то результат, но так или иначе складываются отношения между участниками этой деятельности.

Для взрослых же — для учителя, воспитатели — должно стать правилом положение о том, что в ходе воспитания маленьких школьников в центре внимания должен находиться не столько результат деятельности детей, сколько характер отношений между ниш во время совместной деятельности, их эмоциональная реакция на характер этих отношений.

Таким образом, правила нравственного поведения выступают в роли неких посредственников между обобщенными нравственными знаниями и опытом поведения. Как уже говорилось, овладение нравственными знаниями, опытом поведения происходит во всех видах деятельности, В последующих публикациях будут раскрыты вопросы нравственного воспитания детей в ходе учебного процесса на уроках, во время спортивной деятельности, посильной трудовой деятельности.

Здесь подчеркнем большие воспитательные возможности игровой деятельности.

Игры — особенно сюжетно-ролевые, творческие — обеспечивают широкую сферу приложения сил детей. Выступая как самостоятельная деятельность, игра с одной стороны дает возможность детям использовать уже накопленный реальный опыт поведения со сверстниками, с другой — позволяет «заглянуть» в будущее и проявить себя в ситуациях, которые в жизни еще не встречались. Игра требует от ребят проявления взаимопомощи, товарищества, доброжелательности, уступчивости, фантазии и творческих решений. Дети на деле; в реальных взаимоотношениях тренируются в применении нравственных правил. В практике воспитательной работы с шестилетними детьми в школе нередко можно заметить недооценку роли игры. Это нарушает естественные запросы детей. Игры вносят в повседневную жизнь детей столь необходимую им и любимую ими романтику, придают обыденным повседневным делам интерес\’ и увлекательность. Наряду с сюжетно-ролевыми играми, свободно избираемыми детьми в условиях работы продленного дня, целесообразно вносить элементы игры и в. другие виды деятельности: в познавательную, трудовую. Например, появилась необходимость отремонтировать игрушки и провести уборку помещений. Выполнять это трудовое задание просто так не интересно. Но вот школьники получают телеграмму от игрушек: «У нас беда! У кукол запачкались платьица, у Мишки оторвалось ухо, Конструктор растерял свои детали… Друзья! Помогите, если можете!». Опыт работы показывает, что такой прием и ему подобные обеспечивают нужный отклик со стороны детей, вызывают яркие эмоции.

Не менее значима в воспитательном отношении художественная деятельность детей.

Большинство маленьких школьников остается в группе продленного дня. Активное привлечение искусства в работе с детьми позволяет снять умственное напряжение после учебных занятий, улучшить самочувствие, сохранить мажорное настроение на протяжении 8-часового пребывания в школе. Звучание музыки, коллективные чтения сказок и их инсценировка, исполнение танцев, рисование, лепка, игра на детских музыкальных инструментах окрасят жизнь детей яркими эмоциональными впечатлениями, вызовут радость от совместного пребывания в школе.

Приобщая школьников к искусству, нельзя ограничиваться, как это нередко бывает, только одним или двумя видами, например, только пением и рисованием. Для эстетического развития детей необходимы и хореография, и драматизация литературных произведений, и знакомство с серьезной музыкой, нужно приобщение их к разным видам искусства.

Развивать детей разносторонне именно в этом возрасте важно еще и потому, что способности ребенка могут проявиться не сразу. Рано проявившаяся способность ребенка, например, к рисованию совсем еще не означает, что надо развивать только эту способность. Это может «подавить», не дать раскрыться интересам и склонностям ребенка к другим видам творчества, Не выявленные в раннем возрасте способности могут в дальнейшем оказаться главными и даже стать призванием ребенка.

Формы приобщения детей к искусству во внеурочное время могут быть самыми разнообразными. Прежде всего это занятия, способствующие закреплению воспитательного воздействия, начатого на уроках искусства, воспитывающие вдумчивого, внимательного зрителя, читателя, слушателя. Цель, которую ставит педагог, — привить детям с малых лет уважение к произведениям искусства и их создателям, заложить основы понимания возможностей искусства отражать любое жизненное явление в художественных образах. Естественно, что такие занятия не повторяют уроки, а выступают, как увлекательные путешествия в мир искусства. Ребята слушают музыкальные сочинения, уютно устроившись около проигрывателя, рассматривают репродукции с картин художников, создают в группе свою небольшую картинную галерею, делятся впечатлениями о прочитанной вслух книге.

Искусство органично «вплавляется» во всю систему воспитательной работы, постоянно сопровождает жизнь детей в продленном дне. Хорошо, если ребята поют песни, отправляясь на прогулку или в столовую, делают под музыку зарядку и под музыку просыпаются после дневного сна, поздравляют друг друга с днем рождения стихами и песнями, поделками, сработанными собственными руками, заканчивают свое пребывание в школе веселым тандем. Организуя творческую игру, всегда можно найти такой сюжетный ход, который позволит включить в нее искусство. Так, в сюжетно-ролевой игре «Моряки» после вахты матросы собираются в кубрике, где отдыхают, вслух читают любимую книжку, загадывают друг другу загадки, слушают музыку, в рисунках запечатлевают свои приключения, а по приходе в порт дают концерт для жителей города на палубе корабля. Играя в «Магазин», дети устраивают в нем музыкальный и художественные отделы, где покупают книжки, художественные открытки, пластинки, музыкальные инструменты-игрушки для того, чтобы создать у себя в группе музыкальный уголок, библиотечку, выставку или альбом открыток-репродукций.

Художественная деятельность имеет ряд преимуществ. Во-первых, это посильный, близкий и поэтому интересный вид деятельности для шестилетних детей. Во-вторых, художественная деятельность всегда связана с положительными эмоциями, что помогает закреплению знаний. В-третьих, она дает возможность выразить свои чувства и свое отношение к увиденному, услышанному. Упор на художественную деятельность не случаен еще и потому, что иногда приходится сталкиваться с чрезмерной заинтеллектуализированностью воспитательного процесса в ущерб эмоциональному и эстетическому развитию детей. Этого не должно происходить. Через звуки, краски, движения и пластику, через литературные образы дети должны учиться эстетически воспринимать окружающий мир, выражать свое отношение к многообразным его явлениям. У ребят это выражается в разнообразных фантазиях, в импровизации, в собственных художественных образах, одним словом — в творчестве; у них рождается сопереживание добрым чувствам, что окрашивает отношение детей к жизни, к людям эмоциями и способствует успешному протеканию процесса формирования личности.

Ниже приводятся разработки некоторых наиболее типичных для той или иной воспитательной темы занятий, с включением в них художественных, эстетических моментов. Проводятся занятия, носящие обобщающий характер по каждой теме. По их образу воспитатель может разработать и другие занятия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт