ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ «Мы слушаем осень»


Цель — обобщение впечатлений ребят, полученных в процессе наблюдения за изменениями в окружающей природе; показать детям, как в произведениях искусства выражаются типические состояния осенней природы и связанные с ними настроения человека. Через художественные образы вызвать у детей эстетический восторг от красоты осенней природы, от щедрости и богатства ее красок и звуков, побудить школьников любить природу и бережно относиться к ней.

Подготовка к этому занятию исподволь ведется в течение всего предшествующего времени: во время прогулок, экскурсий в природу. Воспитатель заостряет внимание детей на многообразии звуков осени: ребята слушают шуршание листьев, голоса еще не улетевших птиц, звучание капель дождя, шум ветра. В мастерской «Умелые руки» школьники делают красочные осенние букеты из листьев, украшают помещение, устраивают выставку рисунков, готовят себе красивое убранство: шапочки, украшенные листочком, костюмы на тему «Осень» (которые могут делаться вместе с родителями).

Занятие начинается с «Карнавала листьев». Ребята вспоминают, как падают листья — плавно, бесшумно, медленно качаясь на ветру. Каждый ребенок должен найти .движения, пере дающие это явление природы. Звучат красивые вальсы: «Вальс» ре-минор Кабалевского Д.Б., или «Вальс» П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица» (важно, чтобы музыка была плавная и лиричная). Дети, рассыпавшись по залу, исполняют придуманные ими движения — плавно кружатся, покачиваются, движением рук имитируют полет падающих листочков. В конце танца (с окончанием музыки) ребята также плавно спускаются на пол, низко приседая и замирая живописными грушами. Воспитатель помогает детям, танцуя вместе с ними или обращая их внимание на тех ребят, у которых движения получились выразительными и красивыми.

Воспитатель: — Какие красивые листочки лежат на земле! … Но что это?… Поднимается сильный ветер, он кружит листья и гонит их по земле!… (под звучание тревожной, быстрой музыки — отрывок из «Прелюдий» Ф.Листа или его же этюд «Метель» — дети вскакивают и бегут, кружась и защищаясь от ветра, на свои стульчики).

Воспитатель: — (когда дети успокоились) — Вы помните, как сначала ветерок был ласковый, как он плавно и красиво кружил листики… И вдруг все изменилось: налетел колючий, злой, холодный ветер, разметал листочки… Природа блекнет, ее краски тускнеют, солнышко уже не такое яркое и теплое, становится холодно… И у нас тоже изменяется настроение -становится грустно… Сейчас прозвучат две музыки (без слов). Интересно, почувствуем ли мы, какая осень выражена в них: грустная и холодная или еще светлая и теплая? …

Звучат: «Листья золотые» Т.Потапенко и «Осенью» Г.Зингера. Можно помочь детям вопросами: «Если бы вы были художниками, какими красками — светлыми, темными, яркими, приглушенными -нарисовали бы картину к первому произведению, ко второй музыке? Показать детям (до или после звучания) картину И.Левитана «Золотая осень и спросить, с какой музыкой совпадает настроение картины.

Ребята определяют, что в первой музыке осень светлая, не дождливая, теплая, а во второй — печальная, хмурая, холодная. Но воспитатель подчеркивает, что и та и другая музыка, также, как и разная осенняя природа, красивые, и мы любуемся ими.

Исполняется выученная ребятам песня об осени, читаются стихи. Это можно делать, уютно устроившись на коврике (как на лесной поляне).

Воспитатель: — Пока мы с вами пели песню, слушали стихи, пошел дождь. Вы слышите, как звучат капельки дождя? … На каком музыкальном инструменте лучше всего прозвучит дождь? … Какой инструмент нужно выбрать и почему?…

(на столе разложены: бубен, барабан, треугольник, металлофон, погремушки, ложки, румба)

Конечно, дети выбирают треугольник и металлофон — ведь их звуки тонкие, звонкие, хрупкие. Можно снова включить музыку, звучавшую ранее, и кто-то из ребят исполнит «танец» дождя — несложный ритмический аккомпанемент на треугольнике и металлофоне. Остальные дети внимательно слушают. Далее можно включить в занятие игру «Осень спросим» Е.Благининой. Дети становятся полукругом.

Воспитатель: — В поле широкое, в сад, в огород С подарками вкусными осень идет. С чем к нам, ребята, пожалует осень? Давайте про это у осени просим, (под плавную музыку входит девочка — Осень, у нее на голове красивый венок из листьев. Она проходит в центр и дети замыкают крут).

Ведущий: (кто-то из ребят) — Здравствуй, осень,

Здравствуй, осень! У тебя мы, осень, просим, Что в подарок принесла?

Осень: — Принесла я вам муки!

Дети: — (все время отвечают хором) — Значит будут пирожки!

Осень: — Принесла я вам гречки!

Дети: — Каша будет в печке!

Осень: — Принесла вам овощей!

Дети: — И для каши и для щей!

Осень: — А уж яблоки — что мед!

Дети: — На варенье и компот!

Осень: — Принесла я меду!

Дети: — Полную колоду!

Вещщий: — Ты и яблок, ты и мед, ты и хлеба принесла, и хорошую погоду нам в подарок принесла!

Осень: — Дождичку вы -рады?

Дети: — Не хотим, не надо!

(звучит довольно быстрая музыка, Выбегает Дождик, в руках у него целлофановая бахрома. Он кружится, встряхивает кистями рук, танцует и говорит под музыку:

Кто под дождик попадет,

Тот сейчас домой пойдет.

Дети разбегаются. Дождик бежит за ребятами: до кого дотронется — тот «промок» и выбывает из игры. Игра возобновляется со слов Осени: «Дождичку вы рады?»).

Занятие можно закончить музыкальной игрой «Собери букет из листьев». Под плавный вальс (который звучал в начале занятия) четверо ведущих каждый по очереди подходят к ребятам и выбирают себе четыре-пять «листиков» (это дети с шапочками на головах). Каждый ведущий подходит к выбранному «листику», кланяется ему, как бы подбирает его с земли, берет его за руку и уже вдвоем они двигаются к другому «листику», таким же образом подбирают его и идут к следующему. В конце концов вся цепочка из четырех-пяти ребят выбирает место в зале и приседает в кружочек. Когда все ведущие выбрали себе «букеты», воспитатель просит «букеты» оформить. Каждая группа ребят принимает живописную позу:

Можно встать в кружок и протянуть руки к центру. В руках тоже листья.

Можно встать на одно колено, поднять руки вверх и покачивать листьями.

Можно встать по кругу спиной друг к другу, поднять одну руку с листочками к центру, а другую руку отставить в сторону.

Все букеты хороши!

В целом у детей должно остаться от занятия впечатление, что осень добрая и щедрая. Хоть нам и жалко расставаться с зеленым лесом, с рекой, с теплом и солнцем, но золотая осень дарит нам урожай. И девочка, исполняющая в игре роль Осени, щедро угощает детей вкусными яблоками. Заканчивается занятие дружным исполнением песни А. Филиппенко «Урожайная».

«Мы в гостях»

Работа по привитию детям навыков культурного поведения в гостях также завершается обобщающим внеклассным занятием. В течение определенного времени школьники изучали по картинкам» как нужно вести себя, если тебя пригласили в гости. Воспитатель проводил с ними беседы о том, как надо готовиться к встрече гостей: как накрывать на стол, как приглашать в комнату, как интересно можно проводить время в гостях и пр. В подготовительный период дети разучивают песни, стихи, танцы. Перед самым занятием ребята убирают класс, соответствующим образом расставляют мебель, вывешивают красочные картинки, по которым они изучали правила поведения.

Цель — закрепление навыков гостеприимства и правил поведения в гостях; формирование у школьников представления о содержательном досуге, когда коллективное пение, чтение стихов, танцы и игры сближают детей, создают радостную праздничную атмосферу.

Воспитатель — Ребята! На уроках по ознакомлению с окружающим миром мы изучали правила культурного поведения в школе, дома, в общественных местах. А сегодня мы покажем, как мы умеем ходить в гости и принимать гостей. Посмотрите на эти картинки, что делают дети, собираясь в гости? … (Ответы детей). Правильно. Собираясь на день рождения, надо привести себя в порядок. А для этого надо немножко потрудиться: постирать воротнички и платочек, погладить их, почистить щеткой костюм, аккуратно причесаться, приготовить подарок… Представьте себе, что мы все собрались на день рождения к вашему товарищу. Кто из вас покажет, как надо приходить в гости и как встречать гостей? …

Приглашаются пятеро учеников, распределяются роли: девочка и мальчик представляют маму и ее сына — виновника торжества, остальные гости. Мама надевает фартук, повязывает косынку. Гости выходят из комнаты, потом стучат, просят разрешения войти, здороваются, называют свои имена, могут преподнести маме цветы. Хозяева благодарят, приглашают пройти в комнаты …

Воспитатель: (обращается ко всему классу) — Правильно ли сыграли свои роли гости и хозяева? … (ответы) … Итак, нас приветливо встретили, пригласили сесть. Что должны сделать гости? … Правильно: поздравить с днем рождения вашего товарища. А как можно поздравить? … Что можно подарить? … Конечно, ребята, можно преподнести в подарок игрушку, цветы, альбом и карандаши, но особенно хороший подарок — это поделка, сработанная,собственными руками … А как еще можно поздравить? … Молодцы! Можно поздравить красивыми стихами, или спеть песню!

Ребята читают, стихи и среди них стихотворение М.Танича «Волшебные слова», инсценируют песню Д.Б.Кабалевского на слова И.Рахилло «Игра в гостей».

Воспитатель: — А почему вы выбрали именно эти стихи и эту песню? …

Ребята отвечают, что они хотят, чтобы их друг никогда не забывал вежливые слова, потому что они добрые и красивые, а когда он услышит веселую песню-шутку, он улыбнется и ему станет радостно.

Воспитатель: — Ребята, а можно ли подарить другу ваши любимые музыкальные сочинения, которые вы слушаете по уроках?

Школьники называют ряд сочинений, среди которых «Французская песенка» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Воспитатель: — А почему вы хотите подарить другу музыку Чайковского? … (ответы) … Ну, конечно же потому, что она. задушевная, ласковая, добрая, Давайте сейчас все вместе ее послушаем… (звучит музыка).

Хорошо, если воспитатель не будет спешить нарушить возникшую тишину — пусть ребята помолчат,» подумают (они в дальнейшем встретятся с этим на уроках музыки).

Воспитатель: — Вот вы поздравили друга, преподнесли

подарки. Нас пригласили за праздничный стол. А кто из вас покажет, как надо накрывать на стол? …

Выбранные ребята расставляют тарелки, раскладывают вилки, ложки, ножи и т.д.

Воспитатель: — Посмотрите ребята, все ли правильно сделали дети? … Да, они молодцы. А теперь посмотрим на картинки и вспомним, как надо правильно веста себя за столом.

Школьники отвечают, что нельзя класть локти на стол, громко разговаривать, класть пищу в рот большими кусками, болтать под столом ногами, показывают, как надо пользоваться ножом и вилкой.

Воспитатель: — А теперь представьте себе такую ситуацию: Максим захотел попробовать салат, а салатница стоит на. другом конце стола. Как он должен поступить? … (ответы)… Правильно, ребята: надо вежливо попросить соседа «Передай, мне, пожалуйста, салатницу»… А кто покажет, как надо садиться за стол? …

Два мальчика и две девочки идут к столу, показывают, как это надо делать.

Воспитатель: — Посмотрите, какими вежливыми и внимательными были наши мальчики: они пропустили девочек вперед, отодвинули для них стулья, посадили их и только потом сели сами. Спасибо, ребята, молодцы! … Теперь представьте себе, что мы уже пообедали, что не забыли сказать? … (ребята хором говорят «Спасибо!»)… А вот теперь скажите, чем еще можно заняться в гостях, чтобы было интересно и весело? …

Дети отвечают, что можно посмотреть телевизор, спеть, песню, потанцевать, поиграть. Воспитатель предлагает им поиграть. Проводится эстафета с мячами, но перед ней школьники повторяют правила дружной игры.

Воспитатель: — (после игры) — Мне очень понравилось, что ни у кого мяч не упал. Все заботились не только о том, чтобы самому пробежать быстрее, но и о том, чтобы аккуратно передать мяч товарищу. Все играли дружно. Молодцы! … И, конечно, очень хорошо организовать небольшой концерт -тогда каждый из вас сможет показать, что он умеет делать. Давайте начнем наш концерт с общего танца! Только, мальчики, не забудьте подойти к девочкам и пригласить их на, танец поклоном головы.

Исполняется веселая полька

Исходное положение: дети стоят в кругу, держась за руки. Ноги в естественной позиции.

Первая Фигура: 1-3 такты: дети исполняют 6 боковых галопов по линии движения. 4-й такт: хлопают в ладоши 3 раза (на раз-и-два). 5-8 такты: танцующие повторяют движения 1-4 тактов, двигаясь с левой ноги влево.

Вторая фигура: 1-3 такты: дети исполняют 6 боковых галопов по линии движения танца. 4-й такт: исполняют тройной притоп (правой, левой, правой). 5-8 такты: танцующие повторяют движения 1-4 тактов, двигаясь с левой ноги влево.

Третья фигура: 1-й такт: дети на «раз» одновременно исполняют притоп правой ногой и хлопок в ладоши перед собой. 2-й такт: на «раз» делают притоп правой ногой и одновременно раскрывают руки в стороны. 3-4 такты: повторяют движения 1-2 тактов, 5-8 такты: дети, исполняя 8 подскоков, крутится на месте.

Четвертая фигура: 1-4 такты: дети повторяют движения 1-4 тактов третьей-фигуры. 5-8 такты: мальчики, выполняя 8 подскоков, становятся лицом к девочке, спиной к центру круга. Девочки выполняют 8 подскоков на месте.

Танец повторяется сначала, но дети, взявшись за руки, танцуют парами. В третьей и четвертой фигурах на 5-8 такты дети кружатся парами, взявшись под правые руки.

Воспитатель: — Вы хорошо танцевали, ребята: не забыли после танца поклониться друг другу, мальчики отвели своих партнерш на места, вы все во время танца стремились не мешать друг другу и внимательно слушали музыку.

Концерт продолжается. Школьники читают стихи, все вместе поют песню А.Александрова на слова М.Ивенсен «К нам гости пришли». Хорошо, если в таком концерте коллективные номера будут чередоваться с сольными. В конце занятия воспитатель подводит итог.

Воспитатель: — Сегодня, мы с вами побывали на. дне рождения и показали, как правильно вести себя в гостях. Надо сказать, что хозяева и гости были взаимно вежливы, культурными, внимательными по отношению друг к другу и поэтому у всех было хорошее настроение. Дома обязательно расскажите

своим близким о том, как вы проводили время «в гостях»: как слушали серьезную музыку, пели и танцевали, играли, читали стихи. Помните, пожалуйста, что вежливыми и культурными надо быть не только в гостях, , но всегда и везде: в автобусе, в магазине, в кинотеатре, в концертном зале,, От ваших вежливых слов и хороших поступков у всех окружающих всегда будет хорошее настроение! …

Под музыку В.Шаинского «Песня о крокодиле Гене» ребята, подпевая, дружно уходят с занятия.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт