Некоторые конфликты возникают из-за того, что наши дети не приучены вежливо отказывать. Большинству из нас не разрешали отказывать своим родителям, а когда ребенку не позволяют сказать «нет» прямо, он делает это косвенно. Дети могут отказывать своим поведением.
Пример: Жалуется мама двенадцатилетнего сына…
Неужели это трудно запомнить? Я регулярно напоминаю ему поставить свой телефон заряжаться, он кивает, говорит: «Сейчас поставлю». В итоге я на следующий день не могу ему дозвониться, его батарея разряжена.
В данной ситуации ребенок не может открыто возразить против давящего контроля мамы или хотя бы попросить ее пересмотреть свою позицию. Поэтому для выражения своего протеста ребенок выбирает такую витиеватую форму: если «забыть» зарядить телефон, то мама не сможет проконтролировать. Для ребенка настолько важен этот момент, что он готов пойти даже на то, что никто из друзей также не сможет ему дозвониться.
Другой пример:
У нас в доме всегда с детства всех приучают к труду. Старшая дочь со мной никогда не спорила, всегда выполняла свои обязанности… Младшая тоже не спорит… Но она так вытирает пыль, что лучше бы она этого не делала: кругом полосы и разводы. За ней обязательно надо переделывать.
Сделать так, что лучше было бы вообще не делать, — еще один прекрасный способ сказать «нет» своим поведением. Переделав несколько раз требуемое за ребенком, возможно, взрослый потеряет всякое желание просить ребенка о чем-либо еще раз.
Если внимательно присмотреться к словам жалобы, можно отметить появление слова «спорить», которое мама использует, хотя, казалось, никто из дочерей с ней не спорил. Мама не стала рассказывать о каких-то других действиях, которых не делали ее дочери, например, о том, что девочки никогда не ныряли с аквалангом. Следовательно, где-то на интуитивном уровне мама знала, что младшая дочь с ней таким образом именно спорит, а не делает что-либо еще.
Некоторые дети, чтобы прямо не отказывать родителям, даже притворяются больными или заболевают всерьез. Если дети умеют говорить «нет» открыто, то и отношения с ними становятся более открытыми и доверительными. Ребенок, который знает, что может Сказать «нет», если ему в самом деле что-то не нравится, не будет злоупотреблять этим правом.
Право отказывать, данное ребенку, означает, что такое же право есть и у его родителей. Более того, если ребенок знает о готовности взрослых пойти ему навстречу, выслушать и принять во внимание его мнение, то и сам ребенок также со вниманием будет относиться к словам и мнению родителей.