Детские капризы, связанные с прогулками, можно разделить на несколько групп в зависимости от конкретного поведения малышей:
- нежелание идти на прогулку;
- непослушание на прогулке, стремление все делать по-своему;
- нежелание возвращаться с прогулки.
Малыш отказывается от прогулки. Причины, по которым малыши не хотят гулять, различны. Первая причина: они могут быть заняты интересной игрой, которую им не хочется прерывать. В этом случае родители не допустят конфликтной ситуации, если станут предупреждать о прогулке заранее, а также озвучивать с утра распорядок дня (к нему можно будет апеллировать, говоря, что прогулка была запланирована, и малыш был с этим согласен). Действие в соответствии с определенным планом обладает магической притягательностью для большинства детей-дошкольников. Хорошо может в этом случае «сработать» заведенный на определенное время будильник, отмечая время начала сборов на прогулку.
Как Зайка боялся пропустить прогулку
Как-то раз субботним утром папа услышал, как Зайка горько-горько плачет в своей комнате, и зашел к нему, узнать, в чем дело. Зайка лежал, свернувшись калачиком на своей кроватке и тихо всхлипывал.
— Зайка, что случилось, почему ты плачешь?
— Я хочу гулять!
— Так надо сказать об этом маме.
— Я сказал, а она сказала, что приготовит обед, и мы пойдем.
— А чего же ты плачешь, если уже с мамой договорился?
— А как я узнаю, что уже пора собираться на прогулку?
— Мама тебе скажет.
— А если я не услышу?
— Мама громко скажет.
— А если я буду громко играть и все равно не услышу? Вдруг мама решит, будто я не хочу идти с ней гулять?
— Тогда мама заведет тебе будильник, чтобы ты точно услышал.
— А вдруг я подумаю, что это не для прогулки, а чтобы разбудить тебя?
Папа немного растерялся, потому что он не знал, что сказать Зайке дальше.
— А что бы ты обязательно услышал?
— Не знаю, поэтому и плачу! Вдруг я пропущу прогулку!
— Зайка, но ведь мама без тебя туда не пойдет. Это же будет не мамина прогулка, а прогулка с Зайкой. Поэтому мама без тебя точно не уйдет!
— Точно-точно?
— Точно-точно.
— Ты обещаешь?
— Да, я обещаю! Но вот что: пусть лучше мама пообещает так будет еще надежнее.
— Да! Я скажу маме, чтобы она меня не забыла.
Зайка, резво подпрыгивая, побежал в кухню к маме. Ведь это важно — не пропустить собственную прогулку.
Вторая причина для отказа гулять заключается в том, что дети воспринимают попытки взрослых вывести их на прогулку как отдельную увлекательную игру.
Зайка не хочет идти на прогулку и прячется от мамы
Зайка в своей комнате строил высокую пирамидку. К нему заглянула мама:
— Зайка, пойдем гулять, собирайся!
Зайка сосредоточенно кивнул.
Когда мама заглянула через три минутки, Зайку в комнате не увидела. Там его не было. Мама пожала плечами и пошла искать его в другую комнату.
Зайка сидел за диваном и улыбался. Интересная игра получается.
Еще через несколько минут мама заглянула снова. Мама прошла по комнате, заглянула в коробку с игрушками, прошла к окну, пошевелила шторами, проверяя, не прячется ли там Зайка. Мама выглядела обеспокоенной: брови были нахмурены, волосы немного растрепаны.
— Зайка, — звала она. — Ты где?
Зайка заметался. С одной стороны, уже хочется выйти к маме, с другой стороны, любопытно, что будет дальше.
Мама выбежала из детской, Зайка замер: выйти или не выйти? Зайка слышал, что мама в беспокойстве ходит по квартире. «Она играет со мной или в самом деле уже беспокоится», — думал Зайка. — «Значит, чем больше она беспокоится, тем больше она обрадуется, когда увидит меня».
С этими мыслями Зайка снова затаился. Мама снова начала звать его, Зайка прижал лапками ушки, чтобы стать меньше и не думать, что мама беспокоится всерьез.
Раздался телефонный звонок. Зайка услышал, как мама разговаривает с папой. Она говорила ему, что Зайка пропал. Она нигде его не может найти. Зайка замер от восторга — папа тоже в игре! Ах, жалко, что Зайка не мог слышать, что говорил папа!
Мама положила трубку, в квартире наступила тишина. Мама больше не искала Зайку. Тишина длилась и длилась. Зайке стало совсем скучно. Потом стало немного страшно: а вдруг мама одна ушла на прогулку?
Зайка захотел выйти, чтобы поискать маму, но почувствовал, что застрял за диваном. Тогда Зайка совсем испугался и тихонько заплакал. Мама не появилась. Зайка еще чуть-чуть испугался и заплакал чуть громче. Мама все равно не появилась. Тогда Зайка испугался совсем и заплакал во весь голос. Он даже не слышал, как в комнату пришла мама, он горько-горько плакал.
Мама отодвинула диван и достала оттуда Зайку, обняла его, прижала к себе:
— Зайка, отчего ты плачешь?
— Я ис-с-спугалс-с-ся, что ты ушла г-г-гулять, а я зас-с-стрял… — продолжал плакать малыш.
— А как ты оказался за диваном?
— Я хотел поиграть с тобой в прятки и застрял.
— Зайка, я беспокоилась, звонила папе, переживала, я ведь тоже испугалась, что ты ушел гулять без меня…
— Мама, я бы не ушел гулять без тебя.
— Но ведь ты сыграл в прятки без меня, — уже с легкой улыбкой сказала мама. — Давай с тобой договоримся не играть в прятки без предупреждения, хорошо?
— Давай.
— Вот и здорово. Тогда и тебе, и мне будет меньше беспокойства, да?
— Да, мама.
— Пойдем погуляем?
Мама с Зайкой отправились на прогулку.
Еще одна причина: ребенка что-то напугало на предыдущей прогулке либо он поранился. Взрослым необходимо с пониманием отнестись к переживаниям малыша. Ни в коем случае не высмеивать и не стыдить за проявления тревоги и страха. Родительское порицание не придаст ребенку смелости, а вот на доверии взрослому скажется обязательно. Поэтому если ваш малыш испугался, поговорите с ним — озвучьте неприятные чувства (прием отражения чувств). Например, скажите: «Если бы я увидел такую огромную собаку, ростом с меня, я бы испугался и убежал бы без оглядки!». Ребенок может просто выслушать сообщение взрослого, приняв к сведению способ реагирования на страшное событие, либо включиться в разговор, вспоминая, как сам себя повел. Помогите детям осознать, что их способ реагирования был наилучшим из всех возможных.
Еще одним хорошим способом прорабатывания детских состояний страха и тревоги, а следовательно, и избавления от них является приведение примеров из собственной жизни взрослых, когда они, будучи маленькими, серьезно пугались. Для малыша тот факт, что папа или мама тоже чего-то могут бояться, как правило, оказывается очень действенным. Кроме того, до детского сознания доносится чрезвычайно важная мысль:
Зайка боится идти гулять
Уже три дня Зайка сидел дома. Он не поддавался ни на каким мамины уговоры. Не хотел гулять ни с мамой, ни с папой, даже гости к бабушке на соседнюю полянку тоже не хотел идти. Папа хотел вместе с Зайкой кататься на каруселях. Мама обещала купить новую игрушку. А бабушка звала Зайку поесть мороженого… Только ничего Зайку не радовало. Когда мама пробовал поймать Зайку и одеть, то Зайка начинал дрожать, как будто сильно мерз.
— Знаешь, Зайка, — начала разговор мама, — когда я была маленькой, я очень боялась петуха. Я гостила у бабушки. Вышла во двор погулять. Увидела большого петуха, хотела подойти к нему и погладить. А он меня как клюнет! Я потом несколько дней из дома не выходила — боялась…
— А потом вышла ? — спросил Зайка.
— Да. Бабушка прогнала петуха.
— А собаку бабушка прогнать может?
— Думаю, да. Ты собаку испугался?
— Да.
— Давай я выйду во двор, если она там есть, я ее прогоню. А ты в окошко посмотри.
— А ты смотрела в окошко, когда бабушка петуха выгоняла?
— Да, я смотрела.
— Хорошо.
Мама вышла во двор. Помахала лапками Зайке, прилипшему оконному стеклу.
— Нет собаки, я везде посмотрела.
— Пойдем гулять, а потом в гости к бабушке.
— Конечно, сынок.
Мама и Зайка оделись и отправились гулять.
Методические рекомендации. Прикосновение к миру чувств, даже не всегда положительных, важно и полезно для ребенка. Оно помогает малышу лучше понимать самого себя и nо, что с ним происходит.
Отказ идти на прогулку также может быть вызван нежеланием одеваться, неприятием самого процесса (см. «Как одеться без капризов?»).