Иногда сложно представить, что раскапризничавшееся не желающее одеваться чудовище и есть замечательное глазастое чудо, которым вы восхищались всего десять минут назад. При этом не следует забывать, что слова «чудо» и «чудовище» —родственные, имеющие общий корень.
Научить 2-3-летнего ребенка с готовностью или даже самостоятельно одеваться и раздеваться — вполне посильная и решаемая задача, требующая, однако, сил, фантазии и терпения. Здесь можно двигаться несколькими путями. Во-первых, полностью отпустить ситуацию, ведь когда-нибудь ребенок обязательно научится одеваться самостоятельно, уж к началу школьного обучения — совершенно точно. Во-вторых, прикрикивать на ребенка (или даже шлепать) при каждой оплошности. Этот метод довольно быстро даст свои плоды: чувство страха легко мотивирует ребенка, и он скоро станет дрессированным. Этот метод для тех, кто уверен, что научить дитя одеваться — это самое главное, при этом неважно, каким способом будет достигнута цель. И, наконец, в-третьих, можно проявить немного фантазии и творчески подойти к процессу обучения.
Сначала рассмотрим причины, по которым ребенок может отказываться одеваться.
Первым и самым простым объяснением может стать то, что ребенок еще не умеет этого делать. До определенного момента времени маме или папе проще самим одеть ребенка, чем ждать, пока он неумело и медленно будет пытаться сделать это сам. Затем, как правило, внезапно приходит осознание того, что малыш уже подрос, и ему пора бы уже одеваться самостоятельно. На ребенка обрушиваются суровые требования, а иногда даже нормативы по скорости одевания. В результате, получается, что еще вчера ребенок был одеваем заботливыми взрослыми, а сегодня к нему уже предъявляются самые строгие требования. Следовательно, капризничать в такой ситуации ребенок может от волнения и опасений ошибиться, а также от собственного бессилия.
В этом случае сказка может помочь ребенку освоить, например, последовательность, а иногда и способ одеваемых вещей.
Зайка учится одеваться
Зайка сидел на полу очень грустный. Рядом с ним лежала куча одежды. Из нее торчали зеленые вязаные носочки, синие колготочки, голубая водолазка, красный толстый свитер, серенькие штанишки, полосатая шапочка и клетчатый пуховичок.
Мама сказала, чтобы Зайка одевался, и положила рядом с Зайкой одежду.
— Заюшка, одевайся скорее, нам надо успеть забежать в магазин до закрытия.
— Хорошо, мама, — ответил Зайка.
Но сейчас Зайка чувствовал, что подводит маму. Он столько раз одевался вместе с мамой, что, казалось, он уже все про одевание знает. Все было так хорошо, когда мама подавала вещи по одной. Тогда, конечно, кто угодно оденется. А самому пока не получается… «Мама занята, она не может подать вещи, но ведь она может мне подсказать, — подумал Зайка. — Ура!».
— Мама, что надо надеть сначала?
— Сманила водолазку! — был ответ.
— Голубую?
— У тебя там много водолазок?
— Нет, одна, голубая.
— Значит, голубую.
Стало понятно, что надо делать. Зайка вытащил из ворох вещей водолазку и надел ее. Получилось ловко: даже на спинке водолазка не закрутилась. Зайка почувствовал себя увереннее.
— Мама, а что после водолазки надевать?
— Сначала снимай домашние штанишки.
— Снял.
— Теперь бери колготочки…
— Синие?
— Да!
Так Зайка надел синие колготочки, красный толстый свитер, серенькие штанишки, полосатую шапочку, клетчатый пуховичок и зеленые вязаные носки.
Когда мама вошла в комнату к Зайке, то очень удивилась.
— Как ты быстро оделся! Какой ты у меня уже взрослый! Молодец, Зайка!
Зайка весело засмеялся.
— Теперь я знаю, что за чем надо надевать. И совсем сам могу одеться.
— Ты у меня умница, — мама поцеловала Зайку в полосатую шапочку.
Методические рекомендации. Ребенка может пугать требование одеться, потому что ему еще сложно выделить В этом комплексном действии подзадачи: что делать в какой последовательности. Если сначала просить ребенка надевать вещи по одной, дело обязательно пойдет быстрее.
Удостовериться, что ребенок имеет необходимые для одевания навыки (знает последовательность надеваемых предметов, их назначение, умеет надевать верно каждый из них), а также отработать и закрепить их поможет сказка-игра.
Гномик-щекотунчик помогает Зайке одеваться
Зайка очень любил ходить на прогулку. Гулять с мамой очень интересно. Мама знает столько увлекательных игр и занятий. Но прогулка — это отдельная история. Чтобы пойти гулять, необходимо одеться.
Одеваться Зайке тоже нравилось. Потому что одеваться — это интересно. Обычно Зайке приходил помогать одеваться маленький гномик, который сидел на маминой руке. Но обо всем по порядку.
Перед прогулкой гномик заглядывал в Зайкину комнату и говорил:
— Зайка, привет! Ты готов одеваться?
— Привет! — отвечал Зайка и весело смеялся.
Гномик приносил одежду, которую надо было надеть. Раскладывал ее по порядку.
— Зайка, сначала давай наденем рубашечку! — гномик расправлял ее на Зайкиной спинке, а потом застегивал ее пуговицы своими смешными мягкими ручками. Мама тоже смеялась, когда гномик, все застегнув, начинал щекотать Зайку.
— Теперь колготки! Где твои пятки? — колготки гномик помогал надевать тоже очень щекотно. Такие уж у него щекотные ручки!
Помогая надевать свитер, гномик ласково хватал Зайку за бочок. Когда дело доходило до шарфика, Зайка уже часто плачет от смеха.
Вот такое веселое дело — одевание.
— Разве кто-то может плакать, когда одевается? — удивляется Зайка. — Наверное, ему неправильно помогают. Надо пригласить в гости гномика-щекотунчика. Хотите, я своего в гости отправлю?
Теперь рассмотрим другой вариант: малыш уже совершенно точно умеет раздеваться быстро. Например, он способен оперативно раздеться, когда хочет в туалет. Таким образом, малыш может выполнять требуемое действие, но только тогда, когда ему самому очень хочется или в случаи крайней необходимости. Далее, вполне вероятно, что ребенка привлекают перспективы интересной прогулки или похода в гости, но процесс одевания кажется настолько на приятным, что малыш готов пожертвовать привлекательными мероприятиями, лишь бы только избежать нудного одевания. В этом случае необходимо сделать интересным собственно процесс одевания.
Как заинтересовать ребенка процессом одевания?
- Поиграйте в прятки. Радуйтесь, когда из горловины выглядывают озорные глазенки: «Где же наш малыш? Да, вот же он!».
- Представьте ручку малыша в виде поезд!, который за ходит в тоннель-рукав: «Ту-ту-ту!». Кулачок становится паровозиком. Также кулачок может стать мышонком юркнувшим в свою норку.
- Можно взять любимую игрушку (желательно, чтоб» она имела отчетливо выраженные и гибкие лапы) и предложить ребенку одеться с ее помощью. Иногда бывает достаточно предложить позвать игрушку посмотреть, как проходит одевание. Здесь важно не сорваться в нравоучение типа: «Вот позову сейчас Мишку, пусть он посмотрит, как ты не умеешь одеваться!». Лучше выдержать дружеский тон: «Мишка придет поддержать, поболеть за тебя!». В этом случае ребенок приложит усилия, чтобы не ударить в грязь лицом перед мишкой. Не рекомендуется приглашать бабушек и дедушек, к сожалению, им редко удается оставаться в роли поддерживающего, а не стыдящего персонажа. Хотя, конечно, это сугубо индивидуально, встречаются бабушки, к которым приведенный комментарий не имеет никакого отношения.
- Вспомните стихотворение С. Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной» и поиграйте в «рассеянного», задавая ребенку вопросы: «Куда же надеть носочки? Наверное, на ручки. Нет? А что на ручки надевают? Варежки? А носочки, наверное, на ушки? Нет? Как же разобраться? Кто же поможет? Что надеть сначала: трусики и колготки?».
- На начальном этапе обучения одеванию попробуйте поделить «работу»: мама надевает трусики на ножки, ребенок натягивает их на попку; мама продевает головку в горловину и вставляет ручки в рукава, а малыш расправляет кофту на животике и т. д.
- Проводите «цветные» дни, когда вся одежда на день подбирается одного цвета, либо, наоборот, цвета не должны повторяться: если трусики желтые, то надевать при этом желтые колготки ни в коем случае нельзя.
- Не упускайте возможности потренироваться на куколках и зайчиках. Здесь можно проговаривать последовательность и логику одевания.