Как одеться без капризов?


Для обучения самостоятельному одеванию необходимо взять одежду, которая нравится самому ребенку. Родители при этом должны располагать некоторым количеством свободного времени: уроки одевания ни в коем случае нельзя проводить в спешке. Когда навыки одевания уже достаточно

alt

Одеваться — это интересно

крепки, можно организовывать соревнования на скорое одевания среди членов семьи.

—    Зайка!

Нет ответа.

—    Зайка!

Нет ответа.

—    Зайка, иди сюда скорее, пойдем собираться на прогулку!

Гулять Зайка очень любил. На прогулке столько интересной

Можно с горки кататься. Можно лопаткой снег копать. Можно по ледяному лабиринту бегать. Можно снег в кучи сгребать в дворника играть. Можно на санках кататься. Можно мал катать. Да много чего еще можно делать интересного!

Но, чтобы попасть на улицу, надо столько всего на себя надет Колготки путаютсяне пускают ножки внутрь. Водолазка норовит рукавом на голову надеться. Носки всегда теряются Шарф кусается. Варежки спадывают. Горе Зайке, горе! Поэтому выходит, даже не выходит, а ковыляет, Зайка из комнаты к маме грустный-прегрустный. Ушки опустил, бровкидомиком в глазках слезки.

Мама внимательно на Зайку смотрит:

—    Что случилось?

Нет ответа.

—    Ты никак плакать собрался?

Нет ответа.

—    А! Тебе, наверное, одеваться не хочется?наконец, дождалась мама.

Почти уже плача, Зайка кивнул.

—    Так мы не будем одеваться!

—    А что мы будем делать?удивился Зайка.

—    Мы будем играть в прятки.

—    Кто будет прятаться?

—    Прятаться будут лапки и пятки.

—    Как это?

—    Сейчас я тебе покажу,сказала мама, взяв в руки кофту.Смотри!

Мама притянула к себе Зайку, обняла его.

—    Давай лапки,мама ловко накинула на лапки кофту.Где лапки? Спрятались! Давай-ка их искать!

Лапки быстро нашлись в рукавах.

—    Так, теперь спрячем пятки!

Пятки спрятались в штанинах.

—    Спрячем шейку в шарфик. А головку в шапку! Ой, кто это совсем одетый стоит? К прогулке готовый?

Мама подняла Зайку к зеркалу. Он уже был полностью одет. Сам не заметил как.

Как здорово получилось! Зайка улыбнулся маме, и они отправились гулять.

Превращение одевания в игровой процесс не избалует малыша, а поможет создать позитивный настрой. Вообще, для ребенка-дошкольника игра является основным видом деятельности. Благодаря игре ребенок развивается, узнает мир, получает новые впечатления. Возможно, ваши слова: «Иди, сейчас буду одевать тебя» запускают для ребенка новую интересную игру. Малыш ждет, когда мама будет забавно говорить тоненьким срывающимся голоском, а потом станет еще веселее — мама начнет за ним гоняться, чтобы одеть! Следовательно, в представлении ребенка, родителям приходится играть по его правилам. Игры, которые помогают разнообразить процесс одевания, позволяют предлагать детям свои собственные правила в интересной для них упаковке.

После того как ребенок начнет с готовностью играть по вашим правилам: одеваться быстро в тот момент, когда вы ему это предлагаете, — можно будет поговорить с ним на счет убегания. Обычно в течение полутора-двух недель ребенок привыкает к тому, что одеваться — это интересно, и не возвращается к прошлому поведению. Убегание от мамы вместо того, чтобы одеваться, уже не кажется таким привлекательным.

Вполне возможно, что ребенок, не желая одеваться, капризничая, протестует вовсе не против одевания как такового. Малыш таким образом может проверять границы дозволенного для себя: что еще я могу сделать? Также не исключен вариант борьбы детей и родителей за власть: за кем останется последнее слово?

Узнать, что в действительности происходит, взрослый может, если прислушается к собственным чувствам. Например, ребенок убегает, не дает себя поймать, чтобы на! чать одеваться, да еще и смеется. Какие чувства вызываем у вас эта ситуация? Если чувство злости, желания настоять на своем, схватить и быстро одеть сорванца, тогда, скорее всего, имеет место борьба за власть. Если родителю становится очень обидно, хочется поймать малыша и задать «по первое число», отомстить за унижение (это особо актуально, когда проблемы с одеванием возникают в публичных местах, например, в детском саду), вероятно, ребенку тоже уже есть за что мстить, что собственно он и делает.

alt

Зайка вредничает

Однажды Зайка проснулся в замечательно хорошем настроении. Было раннее-раннее утро. Солнышко заглянуло в окошко к Зайке и тронуло его лучиком. Зайка проснулся. Ему хотелось смеяться, прыгать, скакать. Солнечные зайчики составили ему компанию. Зайка играл с ними в догонялки, прятки, «Выше ноги от земли».

Когда мама вошла в детскую, веселье было в самом разгаре. Мама серьезно посмотрела на Зайку и сказала:

—    Доброе утро, Зайка!

Зайка даже не заметил, что мама вошла.

—    Зайка! Пора одеваться к завтраку!чуть громче повторила мама.

Зайка продолжал бегать по комнате, не замечая маму.

—    Зайка! Ты меня слышишь? Пора одеваться!

Зайка продолжал бегать и смеяться.

Мама прошла в комнату, чтобы поймать Зайку и остановить его. Зайка ловко увернулся от маминой руки и засмеялся.

—    Да что же это такое!сердито всплеснула руками мама.Сейчас я позову папу, пусть он с тобой говорит!

Мама вышла из комнаты, Зайка продолжал весело играть. Мима вернулась вместе с папой. Папа не стал ничего говорить. Он поймал Зайку и сурово посмотрел на него. Зайке это не понравилось, он начал вырываться.

—    А-а-а, папа, отпусти меня!

Папа Зайку не отпустил, он его ловко «вытряхнул» из пижамки.

—    Зайка, мама сказала одеваться к завтраку.

—    Не буду я одеваться!

—    Неодетым ты не можешь завтракать!

—    Могу!

—    Нет!

—    Тогда я не буду с вами завтракать! Ешьте сами свой завтрак!Зайка не на шутку обиделся.

—    Хорошо,согласился папа,не завтракай пока. Когда успокоишься, одевайся и приходи к нам, мы будем ждать тебя за столом.

Мама и папа ушли. Зайке стало грустно. Какая игра была чудесная! С папой тоже можно было здорово поиграть! Папа кричал бы тоненьким голоском, а мама бы смешно всплескивала ручками, и всем было бы весело. А теперь придется одеваться и идти к папе с мамой мириться. Жалко все-таки… Такая игра пропала. Хотя после игры папа и мама, наверное, рассердились бы больше. Не нравится им почему-то такая игра. Им обидно, что они зовут меня, а я играю. С этими невеселыми мыслями Зайка оделся.

—    Хорошо, что ты успокоился и пришел к нам,обрадовались мама с папой.Мы тебя ждали. Ты быстро оделся, молодец!

—    Я тоже,ни с того ни с сего сказал Зайка.

Мама с папой улыбнулись и по очереди обняли Зайку.

Иногда родителям трудно поверить и принять то, что их маленький малыш уже умеет больше, чем кажется на первый взгляд. Так, например, мамы очень удивляются, когда обнаруживают, что их двухлетние карапузы с легкостью самостоятельно надевают штанишки, может быть, он на это тратит немного больше времени, но ведь развитие самостоятельности того стоит. Борьба за возможность проявлять свою самостоятельность часто становится поводом для конфликтов и капризов.

alt

Зайка хочет быть самостоятельным

Однажды мама очень торопилась по своим делам. Поэтому она сама полностью одела Зайку. Хотя обычно Зайка одевался Сам. Он и сейчас хотел одеться сам, но мама торопилась, и Зайку не слушала.

—    Мама, я сам надену колготочки, я уже умею.

—    Да, сынок, я знаю,говорила мама и продолжала сама одевать Зайку.

—    Мама, я сам застегну кофту, я умею.

—    Да, сынок, я знаю,снова говорила мама и продолжала сама одевать Зайку.

—    Мама, я сам завяжу шарфик, я умею.

—    Да, сынок, я знаю,снова и снова говорила мама и продолжала сама одевать Зайку.

Зайке стало очень обидно, что мама не позволяет ему делать то, что он уже умеет. Когда мама, наконец, одела Зайку и оделась сама, она взяла Зайку на руки, хотя Зайка умел ходить сам уже давно. Зайка всерьез обиделся на маму.

Прибежав, мама поставила Зайку на пол. Вдруг Зайка упал. Мама подумала, что он балуется, и снова поставила его на ножки. Но Зайка снова упал. Мама очень удивилась и в третий раз поставила его на ножки. Зайка упал в третий раз.

Вокруг начали собираться другие посетители почты. Они смотрели на Зайку и говорили о нем.

—    Наверное, он заболел,сказала усталая Ежиха.

—    Не похоже, чтобы он шалил,задумчиво произнес Meдведь,грустный он какой-то.

—    Надо показать его врачу,веско подытожила мудрая Сова.

Мама совсем растерялась. Утром Зайка был совершенно здоров. Когда он успел заболеть? Что делать? Надо звонить папе. Мама так и сделала. Папа сказал, что он сейчас приедет, его надо ждать.

Зайка стоял у стенки, грустно смотрел вокруг. Мама тоже стояла рядом и не шла заниматься своими почтовыми делами.

К собравшимся подошла Белка, держа за руку Бельчонка:

—    Что здесь случилось?

—    Зайка, кажется, заболел, ждем его папу, чтобы вести к доктору…

Зайка хотел подойти к Бельчонку и снова упал. Бельчонок раньше мамы успел помочь ему подняться:

—    Зайка, а чего ты так странно одет?

Все вокруг внимательно посмотрели на Зайку. Обе лапки были вдеты в одну штанину брючек.

—    Вот так болезнь! Надо же!послышалось со всех сторон.

—    Меня мама так одела,не удержался Зайка.Я уже сам умею одеваться! Я уже большой!

С тех пор Зайка всегда одевался сам, даже если мама очень I торопилась.

Ребенку гораздо проще верить в свои силы, если это же делают окружающие взрослые. У итальянского педагога, создателя педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания, Марии Монтессори был чудесный девиз в отношении помощи ребенку: «Помоги ему это сделать самому».

Как одеться без капризов?

Еще один важный аспект проблемы, связанной с детским одеванием: уже вполне научившийся одеваться ребенок не хочет делать этого самостоятельно. Такое положение вещей может быть, с одной стороны, проявлением борьбы за власть, описанной выше. С другой стороны, малыш подобным поведением добивается контакта с мамой, ее внимания. В последнем случае необходимо посмотреть, как много совместных дел в течение дня есть у ребенка с его родителями. Для того чтобы одевание стало самостоятельным, необходимо добавить других совместных дел, игр, занятий.

Отдельного упоминания требует желание ребенка оставаться маленьким. Часто оно возникает, когда в семье рождается еще один малыш, который, конечно, не способен одеваться сам и полностью владеет маминым вниманием. Если причина именно в этом, необходимо разъяснять происходящее старшему ребенку, давать ему почувствовать родительское тепло и внимание без необходимости снова становиться маленьким, подчеркивать преимущества старшего возраста По сравнению с младшим.

alt

Зайка хочет быть большим

Зайка очень любил гулять с ребятами-зверятами во дворе. Он придумывали разные интересные игры, им всегда было весело вместе. Во двор часто приходила Белочка. Она очень нравилась Зайке. Так они часто играли втроем: Зайка, Белочка и Медвежонок.

Однажды над площадкой низко-низко пролетал хищный Ястреб. Он схватил Белочку и унес ее. Медвежонок и Зайка бросились в погоню, чтобы спасти Белочку. Друзья бежалитолько пятки сверкали.

Вдруг на пути появилась речка глубокая. Моста нет, брода не видно. Что делать? Медвежонок снял одежду, свернул в узелок над головой и поплыл. А Зайка раздеваться не умеет. Его обычно мама одевает и раздевает. Что тут сделаешь? Сидит Зайка на березкупригорюнился. Много ли мало, ли времени прошло. Смотрит, а Медвежонок уже обратно возвращается. Белочку спасЯстреба победил.

Не стала Белочка с Зайкой дружить:

Как дружить с малышом, который одеться сам не может? Пригорюнился Зайка еще больше, да делать нечего. Стал Зайка учиться одеваться и раздеваться сам. Понял он, что умение этот жизни пригодится. А там и Белочка снова с ним дружить стала когда увидела, как Зайка подрос и каким самостоятельным стал.

Ребенок оценит такие спокойные разговоры на равный и, став старше, будет вспоминать о них с благодарностью.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт