ОТКУДА БЕРЕТСЯ ДЕТСКАЯ РЕВНОСТЬ И КАК С НЕЙ СПРАВИТЬСЯ?


Что такое детская ревность?

Появление нового маленького человечка наполняет дом радостью, приносит родителям ощущение счастья. А что приносит рождение младшего брата или сестры старшему ребенку? Часто обиду, чувство досады, непонимание ситуации, что может привести к появлению детской ревности. К сожалению, редко можно встретить маму двоих и более детей, чье сердце не сжималось бы от горечи при виде того, как самые дорогие существа пытаются как можно больнее задеть друг друга в борьбе… За что? За новую игрушку, за мамино внимание, за место у папы на коленях… Поскольку не все конфликты между братьями и сестрами могут быть вызваны исключительно чувством ревности, требуется определиться, что же такое детская ревность? Такой вопрос был задан участникам тренинга, посвященного теме разрешения детских конфликтов, порожденных чувством ревности. В ходе обсуждения родилось такое определение:

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ДЕТСКАЯ РЕВНОСТЬ И КАК С НЕЙ СПРАВИТЬСЯ?
Однако, следует отметить, что ситуация демонстрации чувства ревности — вторичная ситуация, которая является результатом определенного развития событий, сопровождающихся соответствующими чувствами. Какие чувства, испытываемые ребенком, предшествуют появлению чувства ревности? Безусловно, имеет место обида (почему теперь я должен с кем-то делиться?), чувство глобальной несправедливости происходящего, непонимание того, почему это случилось именно с ним, жалость к себе…

Одна из участниц тренинга, о котором уже шла речь, привела впечатляющую метафору, иллюстрирующую чувства старшего ребенка при рождении младшего. Представьте ситуацию: вы хорошая жена, дом у вас в порядке, дети ухожены, с мужем замечательные отношение Однажды раздается звонок в дверь, вы радостно бежите открывать ее. На пороге стоит ваш муж с молодой женщиной и говорит: «Это еще одна моя жена. Ты, дорогая, не обижайся, теперь ей я буду дарить цветы и ее носить на руках. У тебя ведь все это было, когда ты одна была, а теперь пришло время делиться…». Схожие чувства можем испытывать старший ребенок, неподготовленный к появлению младшего.

Как мы воспринимаем старших и младших детей?

Большую роль в развитии ребенка играет семья, воспитание и условия, в которых он находится. Но даже воспитываясь в одной семье, дети подчас вырастают очень разными. Значит, само положение ребенка в семье оказывает на него влияние.

В сознании каждого человека существует «мыслительная картинка» старшего и (или) младшего ребенка, совокупность образов памяти, которые им соответствуют. При этом важно отметить, что эти стереотипные представления о старшем и младшем ребенке оказывают большое влияние на личность человека. В самом деле, мы, родители, совершенно по-разному относимся к своим старшим и младшим детям. Так стоит ли удивляться тому, насколько различными по характеру они вырастают?

Для того чтобы выявить стереотипные представления о старших и младших детях, касающиеся их типичного поведения, характера и внешности, в Новосибирском педагогическом университете проводилось специальное исследование, в котором участвовало более сотни человек. Получилось четыре группы представлений: старшие о младших, старшие о старших, младшие о старших, младшие о младших.

Резюмируя данное исследование, можно сказать следующее:

ТИПИЧНАЯ ВНЕШНОСТЬ. Старших детей описывают (и группа старших, и группа младших) как высоких, а младших — как маленьких, низких. Возможно, это связано С тем, что во время физиологического роста старший ребенок выше младшего. Старший брат (сестра) — аккуратный и стройный, а группа старших обнаруживает в младших неаккуратность. Качество силы отмечают как у младших, так и у старших детей. Группа младших находит у себя такие качества, как беззаботность и улыбчивость. При описании внешности часто характеризуются глаза (цвет) как признак красоты, близости; волосы как признак красоты.

ТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Старший — работает, учит, заботится, помогает, советует. Для группы младших помощь и советы наиболее важны. Таким образом, старший выполняет функции взрослого. При описании поведения младшего ребенка (и в группе старших, и в группе младших) чаще всего встречаются глаголы «играет», «учится» и глаголы активного поведения «бегает», «прыгает», «скачет». Группа старших считает, что младшие много конфликтуют, тогда как младшие о себе такого не говорят. Возможно, младшие воспринимают такое свое поведение как отстаивание самостоятельности, а старшие — как бунт, конфликт.

ТИПИЧНЫЙ ХАРАКТЕР. Группа младших, описывая старшего, ставит на первое место спокойствие. Возможно, это связано с восприятием старшего как взрослого, в противоположность своему активному, детскому поведению. У старшего также отмечаются качества, важные для деятельности (ответственность, рассудительность, целеустремленность, серьезность), и «родительские» качества (строгость, справедливость, доброта). При описании характера младшего ребенка группа младших на первое место ставит характеристику «веселый». Описание младшего наполнено эмоциональными характеристиками (веселые капризный, легкомысленный, общительный, вспыльчивый). Младшие отмечают у себя гибкость и ум, тогда как старшие считают их легкомысленными и зависимыми.

Итак, старший брат (сестра) представлен высоким, большим и стройным. Он обладает характеристиками взрослого человека: опытный, ответственный, рассудительный. Его деятельность часто связана с руководством (учит, воспитывает, помогает) и в большей мере ориентирована на других.

Младший брат (сестра) представлен маленьким, низким. Он обладает характеристиками ребенка: капризный, любопытный, веселый, зависимый. Его деятельность направлена на развлечения, эмоциональное взаимодействие (играет, гуляет, общается, веселится, заботится об эмоциональной атмосфере) и в большей мере ориентирована на собственное удовольствие. В связи с выраженной детской позицией младшему часто приходится доказывать свою! самостоятельность, чего старшему делать практически не приходится.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт