7. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО И ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Выражением национальной политики Советского государства в области образования является то, что дети каждой союзной или автономной республики могут учиться на своем языке, изучают историю своей республики, культуру, в том числе и литературу своего народа параллельно с историей и культурой всей страны и других стран мира. Этому служат учебники по истории республики и национальной литературе. В то же время в школах России изучается не только ее история, но и основные явления и вехи истории отдельных республик, основные явления литературы народов, населяющих СССР, а также история и литература зарубежных народов. Тем самым наряду с другими мерами обеспечивается сознательная привязанность к своему Отечеству и уважение к истории и культуре других стран и народов. Наши дети знают Пушкина и Гете, Гоголя и Шекспира, Фадеева и Назыма Хикмета, Чехова и Фирдоуси, Спартака и Савмака, Уота Тайлера и Пугачева, Жанну д’Арк, Яна Гуса и Пожарского, великих мыслителей и героических мучеников науки, великих борцов за свободу всех стран мира. В курсе истории нового и новейшего времени специальное время уделено истории многих современных государств, сообщается о развитии культуры во многих странах, международных отношениях, рабочем и национально-освободительном движении народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Практически учащиеся получают сведения о большинстве современных государств, дополняемые чтением газет, детских и юношеских журналов, книг.

В курсе экономической географии изучаются вопросы как отечественной, так и зарубежной экономики. Обязательное изучение иностранного языка углубляет знакомство с культурой и историей соответствующей страны.

Программой по литературе предусмотрено изучение наряду с писателями всех народов СССР крупнейших прогрессивных представителей художественного слова Америки, Англии, Франции, Германии, Индии, Турции и т.д.

На уроках истории, живописи и музыки учащиеся знакомятся с наиболее крупными явлениями живописи, архитектуры и музыки в мировой истории. Такая широкая программа призвана обеспечить освоение прогрессивного духовного, нравственного, эстетического опыта, накопленного народами мира.

Естественные науки и математика составляют основу научно-технического прогресса, основу создания материальной базы коммунизма и играют огромную роль в формировании научного д на диалектико-материалистического мировоззрения. Чрезвычайно расширилась область использования математики, физики и химии в развитии других наук и применения их в общественной практике. Это относится, прежде всего, к математике. На достижения математики и ее методы широко опираются не только естественные науки, но и технические, сельскохозяйственные, к ней все чаще прибегают и гуманитарные науки.

Учитывая огромную роль естественно-математических наук в жизни и развитии общества, учебный план школы отводит на изучение естественно-математических дисциплин примерно третью часть учебного времени. На протяжении 10 лет обучения учащиеся получают разносторонние знания по неживой и живой природе и солидную математическую подготовку. Система знаний строится с учетом познавательных возможностей учащихся младшего, среднего и старшего возраста.

В младших классах дети получают первоначальные сведения о наиболее распространенных, типичных объектах и явлениях окружающей неживой и живой природы: учатся различать по внешним признакам и правильно называть некоторые полезные ископаемые, почву, элементы рельефа, признаки погоды, небесные тела, растения, животных. На основе характерных признаков группируют единичные предметы, делают простейшие обобщения, знакомятся со свойствами полезных ископаемых, почвы, воды, воздуха, с электрическими явлениями. Перед детьми раскрываются наиболее доступные для их понимания связи между явлениями природы, раскрываются связи между особенностями строе ния тела животных и образом их жизни и средой обитания. Особое внимание уделяется человеку: дети знакомятся со строением тела человека, важнейшими жизненными функциями его органов, с мерами по охране и укреплению здоровья и физического развития.

В средних классах (IV—VIII) начинается дифференциация знаний о неживой и живой природе: вместо одного учебного предмета — природоведения появляются физика, химия, физическая география, ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека. В этих курсах изучение предметов и явлений неживой и живой природы уже не ограничивается наблюдением внешних признаков наиболее очевидных изменений и ближайших связей явлений природы. Перед учащимися раскрываются существенные внутренние признаки, свойства и связи явлений, часто недоступные непосредственному чувственному восприятию. Совершается очень важный переход от изучения макротел к изучению микромира: молекул, атомов, клеток. Учащиеся знакомятся с периодическим законом и периодической системой элементов Д. И. Менделеева. С помощью теоретических атомно-молекулярных, кинетических и клеточных представлений получают более глубокое научное объяснение многие макропроцессы, с которыми дети знакомились в начальных классах. Вводится специфический язык науки, на котором выражаются качественные и количественные связи и отношения между изучаемыми явлениями природы, четко формулируются определения научных понятий и законов.

Широко раздвигаются временные рамки — раскрывается происхождение форм и рельефа земной поверхности, горных пород и минералов, растений и животных. В сознании учащихся постепенно формируется идея эволюции, хотя сама эволюционная теория еще здесь не излагается. Важным дидактическим преимуществом новых программ учебных предметов естественнонаучного цикла по сравнению с прежними является то, что теперь многие теоретические идеи приближены к началу курсов физики, химии, биологии. Это позволяет улучшить структуру знания, объединить фактический материал вокруг ключевых теоретических идей науки. Теоретические идеи используются на протяжении всего последующего изучения курса, придают ему четкую мировоззренческую целенаправленность. А сами теоретические идеи в результате постоянного обращения к ним обогащаются все новым разнообразным конкретным материалом, вбирают в себя богатство единичного, особенного.

В старших классах средней школы наряду с дальнейшим расширением и углублением знаний об отдельных объектах и явлениях неживой и живой природы особенно большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с современными научными теориями, воспроизводящими конкретный мир в целостной картине на основе системы абстракций. Так, в курсе астрономии учащиеся знакомятся с современными теоретическими воззрениями о космосе, о происхождении и развитии небесных тел.

В курсе физики даются основы кинетической. теории газов, основы электродинамики, раскрывается понятие поле, изучаются колебания и волны (механические, электромагнитные, световые), физика атомного ядра.

В курсе химии в старших классах продолжается конкретное усвоение периодического закона и периодической системы, изучается теория электролитической диссоциации, дается понятие об энергетике химических процессов, о скорости химических реакций и т. д., раскрывается значение химии в понимании научной картины мира, в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, роль химии в научно-техническом прогрессе.

Курс общей биологии, которым завершается биологическое образование учащихся средней школы, раскрывает сущность основных законов жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями биологической науки во второй половине XX в. и ее дальнейшими перспективами. Содержание программы предусматривает изучение процессов, протекающих в клетке и тканях на молекулярном уровне; включает рассмотрение обмена веществ и энергии на основе новейших биохимических исследований; излагает генетическую теорию, лежащую в основе селекции; освещает роль генетики в развитии сельскохозяйственной науки. Содержание курса биологии способствует формированию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, вносит существенный вклад в формирование современной научной картины мира.

Содержание математического образования в начальных классах включает арифметику натуральных чисел и основных величин. Вокруг этого стержня объединяются элементы геометрии и алгебраической пропедевтики. Уделяя значительное внимание формированию сознательных и прочных навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем доступное детям понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучения математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.

В средних классах изучаются арифметика, начала алгебры и геометрии; в старших — алгебра и элементарные функции и геометрия. Содержание курса математики обеспечивает такой объем знаний, умений и навыков и уровень математического развития, который необходим для изучения смежных курсов физики, черчения, химии, для подготовки учащихся к практической деятельности в условиях современного производства, для продолжения образования в высшей школе.

Значительное место в учебном плане отведено политехническому образованию и трудовому обучению. В содержание политехнического образования в средней школе входят знания о научных основах современного производства и политехнические умения, необходимые работникам многих производственных профессий; измерительные, вычислительные, графические, обработочные, монтажные; умения обращаться с машинами и различными техническими устройствами и т.д. Наиболее важными компонентами содержания политехнического образования являются знания и умения в области механотехники, электротехники, автоматики, организации и экономики производства, поскольку эти знания и умения стали необходимыми для большинства работников различных отраслей производства и овладение ими обеспечивает подвижность трудовых функций, возможность широкого переноса знаний и умений в новые ситуации.

Эти политехнические знания и умения входят в содержание общеобразовательных предметов и трудового обучения.

При изучении основ естественных наук .учащиеся приобретают знания законов природы и знакомятся с принципами использования этих законов в объектах и процессах производства. К политехническому обучению имеют отношение не все законы природы и не все их практические приложения, а только те, знание которых необходимо для понимания основных объектов и процессов современного производства и для формирования подвижных политехнических умений.

Сказанное относится и к общественным законам и принципам их использования, знания о которых учащиеся приобретают при изучении основ общественных наук. К политехническому обучению относятся те законы экономики производства и принципы его организации, знание которых необходимо каждому рабочему, независимо от его конкретной профессии.

В процессе изучения основ наук учащиеся приобретают и некоторые политехнические умения — измерительные, вычислительные, графические и др., учатся решать различные задачи, связанные с применением законов науки в производстве.

Однако задачи политехнического обучения отнюдь не исчерпываются сказанным. Многие законы самой техники, более частные законы организации и экономики производства, принципы решения производственных задач, присущих обобщенной деятельности рабочего индустрии, не могут быть даны в основах наук без нарушения их внутренней логики и специфики. Это уже задача теоретических тем трудового обучения, практикумов, производственного обучения.

Овладение знаниями общих способов действий, формирование и реализация политехнических умений, умений переноса тоже осуществляется в процессе трудового обучения, практикумов, производственного обучения. В процессе производительного труда учащиеся непосредственно включаются в сферу организационных и экономических производственных отношений, приобретают не только знания, но и опыт таких отношений.

Не следует отождествлять трудовое обучение с политехническим. Программы трудового обучения включают не только политехнические знания и умения, но также знания и умения в области бытового, обслуживающего труда, а а некоторых случаях и первоначальные профессиональные знания и навыки, необходимые для подготовки учащихся к определенной практической деятельности, к умению использовать в ней современную технику. Это нашло отражение в решениях Министерств просвещения об обучении учащихся старших классов средних общеобразовательных школ автоделу и работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Из этих решений вовсе не следует, что какая-то часть учащихся старших классов непременно должна стать после окончания школы шоферами, трактористами или комбайнерами. Автомобиль, трактор и комбайн в данном случае рекомендуются как доступные общеобразовательной школе объекты для углубленного изучения современной техники. Изучение автомобиля, трактора, комбайна является первоначальной теоретической и практической подготовкой учащихся, избирающих технику сферой своей последующей практической деятельности.

Такую же роль первоначальной подготовки к практической деятельности в области техники выполняют и практикумы по электротехнике, металлообработке, техническому черчению и др.

Большое значение имеет правильный выбор форм трудового обучения в IX—X классах. Благоприятные возможности для правильной организации политехнического обучения открываются при производственном обучении в учебном цехе завода, в ученической бригаде, в межшкольном учебно-производственном комбинате. При выборе практикума или направления производственного обучения предпочтение следует отдавать тем, которые предполагают организацию широкопрофильной трудовой деятельности, включают в себя достаточное количество функций, например функции наладки, обработки, управления, контроля процесса и продукта и др. Желательно, чтобы избранная трудовая деятельность заключала в себе и максимальное количество видов политехнических умений и соответствующих им знаний о всеобщих принципах производства. В производительном труде школьники должны не только заниматься исполнительской деятельностью, но и принимать активное участие в решении организационных и экономических вопросов.

Во всех видах трудового обучения и в работе технических кружков большое место следует отводить техническому творчеству, которое должно быть направлено на решение задач, аналогичных производственным задачам рабочего индустрии. В старших классах учащиеся успешно приобщаются к рационализаторской и изобретательской деятельности, которая ведется членами производственных коллективов — рабочими на предприятиях — базах производственного обучения.

В целях всестороннего развития личности в учебный план школы включены изобразительное искусство, музыка, физкультура, начальная военная подготовка. Изобразительное искусство и музыка наряду с литературой играют важную роль в эстетическом воспитании и образовании учащихся.

В курс изобразительного искусства, кроме рисования, которым ранее и ограничивалось содержание этого предмета, теперь включено ознакомление учащихся с живописью, скульптурой, декоративным искусством, архитектурой. В соответствии с этим и предмет назван — изобразительное искусство.

Программа по изобразительному искусству наряду с развитием у учащихся элементарной графической грамотности ставит задачи широкого ознакомления учащихся с искусством, воспитания их эстетических вкусов и развития художественно-творческих способностей. Определены основные линии связи изучения изобразительного искусства с другими общеобразовательными предметами и в особенности с трудовым обучением.

Обогащено и содержание программы по музыке. Центральной задачей поставлено развитие у детей интереса и любви к музыке, эстетических чувств, художественного вкуса, музыкальных способностей и повышения роли музыки в нравственном воспитании учащихся.

В результате знакомства с крупнейшими» композиторами и основными средствами музыкальной выразительности у учащихся воспитывается потребность в общении с музыкой и они получают подготовку к самостоятельному продолжению своего музыкального образования и развития. С учетом исследований развития детского голоса в программе дана система вокально-хоровых умений и навыков по годам обучения.

Физическая культура в учебном плане и программах представлена как неотъемлемая часть коммунистического воспитания. Занятия по физической культуре направлены на физическое совершенствование учащихся с целью подготовки их к общественно полезному труду, к жизни, к защите Родины. Физическое воспитание осуществляется в единстве с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт