1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА


Чему учить в общеобразовательной школе? Едва ли можно назвать другой вопрос дидактики, вокруг которого на протяжении веков велась такая острая теоретическая, идейно-политическая борьба, как вокруг проблемы содержания образования. Это и понятно: ведь от содержания образования подрастающего поколения зависит и уровень культуры народа, и характер мировоззрения, и общий уровень развития молодежи, и ее подготовленность к жизни, труду. А в том или ином решении этих вопросов кровно заинтересованы различные классы общества, государства.

Наиболее острые дискуссии проходили по следующим вопросам.

Каковы задачи общего образования? Одни педагоги считали, что главная задача общего образования — сообщение учащимся знаний, полезных для жизни, для будущей практической деятельности. Другие видели главную задачу общего образования в развитии способностей учащихся, в тренировке ума.

Должно ли быть содержание образования единым для всего подрастающего поколения, или оно должно быть различным для тех учащихся, которые будут продолжать обучение в высшей школе, и для тех, кто после школы пойдет работать?

Как следует группировать сообщаемые в школе знания? Одни педагоги отстаивали необходимость строить учебный план из отдельных учебных предметов. Другие считали этот принцип неприемлемым, потому что он, по их мнению, не дает возможности сформировать в сознании учащихся целостное представление о мире и связать знания с практической деятельностью учащихся. Вместо этого предлагалось группировать знания вокруг разнообразных дел, которыми дети будут заниматься, чтобы изучались не отдельные учебные предметы, а сама жизнь в связи с различными областями знания.

Много споров возникло также вокруг вопроса о том, как строить учебные предметы: должны ли они представлять собой сокращенное и упрощенное изложение соответствующих наук и воспроизводить их логику? Или же система знаний в учебном предмете должна отличаться от логики науки и отражать закономерности исторического развития науки и процесса познавательной деятельности детей?

Что должно составлять содержание учебного предмета — только знания или же в него должны быть включены также и умения и навыки и каким-то образом определены уровни развития?

В данной главе вы узнаете, как в современной дидактике решаются эти и другие вопросы, касающиеся задач и содержания образования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт