2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЗАДАЧ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Задачи и содержание образования не остаются неизменными, одинаковыми для всех исторических эпох. Они изменяются под влиянием требований жизни. Определяющее влияние на содержание школьного образования во все исторические эпохи оказывали требования производства и связанные с ним состояние науки, потребности и интересы господствующего класса. Для работы на предприятиях с примитивной техникой достаточно было начального образования. По мере развития крупного машинного производства работнику требовалось все больше знаний. Их нужно было еще больше все увеличивающемуся командному составу производства и сферы обслуживания — техникам, инженерам, торговым и счетным работникам и т. д. Содержание школьного образования постепенно расширялось и обогащалось, но для разных социальных групп в различной степени. Это естественно, так как в условиях эксплуататорского общества образование носит сословный или классовый характер. Используя образование в своих целях, господствующие классы дают гораздо больший объем знаний своим детям и ограничивают содержание образования в школах, предназначенных для детей трудящихся.

Свойственная эксплуататорскому обществу противоположность между физическим и умственным трудом неизбежно накладывает печать односторонности и на содержание образования: дети господствующих классов получают не только широкое образование, но и интеллектуальную подготовку; дети трудящихся готовятся к физическому труду и не получают широких и глубоких знаний и надлежащего умственного развития. Соответственно отличается и содержание воспитанности детей из разных социальных групп, дети состоятельных родителей воспитываются в духе привилегий, им принадлежащих, дети бедняков — в духе послушания и примирения. И хотя в современном буржуазном обществе содержание образования все усложняется, социальная сущность воспитания сохраняется та же.

В социалистических странах впервые в истории человечества открылась возможность построить содержание образования в соответствии с принципами социалистического общества и поставить его на службу интересам всего народа.

Переход к коммунизму позволяет еще полнее реализовать эту возможность и построить содержание образования таким образом, чтобы оно максимально способствовало всестороннему гармоническому развитию подрастающего поколения.

Общее и политехническое образование, осуществляемое в СССР и других социалистических странах, и его теория представляют собой качественно новую ступень в развитии народного образования и мировой педагогической мысли.

Это качественное отличие заключается в том, что:

  1. из орудия господства эксплуататорских классов над трудящимися общее и политехническое образование становится при социализме важнейшим орудием создания нового общественного строя, свободного от эксплуатации человека человеком; из достояния кучки избранных оно становится достоянием всего народа;
  2. из орудия, закрепляющего противоположность между физическим и умственным трудом (а эта противоположность обрекает людей на одностороннее развитие), общее и политехническое образование при социализме становится одним из средств устранения этой противоположности, важнейшим средством всестороннего развития личности;
  3. из орудия формирования в сознании подрастающих поколений искаженной картины мира путем фальсификации знаний в корыстных интересах господствующих классов общее образование при социализме становится средством сообщения подлинно научных знаний, формирующих в сознании учащихся научную картину мира и создающих основу коммунистического мировоззрения;
  4. из орудия привития молодежи морали эксплуататорского общества общее образование при социализме становится важнейшим средством формирования новой высокой и благородной коммунистической нравственности;
  5. в противоположность мертвящей схоластике, формализму, догматизму, отрыву от жизни, от производительного труда или утилитаризму общее и политехническое образование при социализме строится на основе активизации и развития творческой работы мысли учащихся, обеспечивает сознательное усвоение систематических знаний на основе связи с жизнью, с общественно полезным трудом.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт