Бурное развитие науки и техники предъявляет высокие требования к научному уровню содержания общего образования. В последние годы во всех странах мира проводится работа по пересмотру содержания общего образования в целях повышения его научного уровня. В Советском Союзе к работе по перестройке содержания образования, составлению нового учебного плана, программ и учебников были привлечены крупные ученые, лучшие методисты и учителя.
Работа проводилась в следующих основных направлениях:
- а) приведение содержания и характера образования в средней школе в соответствие с современным уровнем развития науки, техники, культуры;
- б) дальнейшее укрепление связи обучения и воспитания с жизнью, с трудом, с практикой коммунистического строительства;
- в) повышение уровня гуманитарного и естественно-математического образования, формирование коммунистического мировоззрения, улучшение нравственного, эстетического и физического воспитания, трудового и политехнического обучения учащихся;
- г) рациональное распределение изучаемого материала по ступеням обучения и установление необходимых межпредметных связей;
- д) сокращение количества обязательных занятий и расширение занятий по выбору учащихся;
- е) устранение перегрузки учащихся.
Не рассматривая изменения, внесенные в программы по каждому учебному предмету, ограничимся лишь общей характеристикой современного содержания образования в средней школе, особенностей содержания гуманитарного, естественно-математического и прикладного циклов.
В целом содержание образования в средней школе предусматривает усвоение научной картины мира, овладение основными обобщенными способами деятельности, являющимися базой всех возможных конкретных видов деятельности, с которыми учащемуся придется иметь дело после школы, овладение средствами реализации своих познавательных сил, а также развитие физических, волевых, нравственных, эстетических и других качеств, необходимых учащимся для выполнения своих гражданских функций.
Гуманитарный цикл учебных предметов занимает-значительную часть учебного плана и включает историю, литературу, обществоведение, географию, родной и иностранный языки и т. д. Эти предметы в совокупности обеспечивают усвоение основных знаний об обществе и человеке как социальном существе, средств общения между людьми и ряда видов деятельности, необходимой для выполнения человеком своих социальных функций.
Удельный вес гуманитарного цикла предметов обусловлен функциями гуманитарного образования в воспитании молодого поколения и подготовке его к жизни. Окончившие школу не только должны быть готовы к приложению своих сил в сфере той или иной специальной деятельности, но и должны овладеть передовым духовным, нравственным и эстетическим опытом, который человечество накопило за долгую свою историю. Советская школа призвана воспитывать прежде всего человека, понимающего социальные проблемы своего времени, озабоченного ими и активно, действенно участвующего в их решении. Общественным наукам принадлежит главная роль в выполнении этих функций. Именно они, прежде всего, призваны воспитать поколение, проникнутое гуманными идеалами, стремлением к борьбе за построение коммунизма, сознанием насущных проблем человечества, пониманием путей и способов их решения. В результате такого воспитания каждый сознает свою конкретную специальную деятельность как часть деятельности всего социального организма, в который он входит.
В общем виде цели гуманитарного образования в советской школе состоят в формировании у учащихся объективной, научной картины социального развития человечества, в воспитании прогрессивных и гуманных социальных убеждений и идеалов, в развитии их познавательных средств и возможностей для самостоятельной оценки и осмысления социальных явлений, в формировании гражданской активности и готовности определить свое место в действенной борьбе за построение коммунизма как выражения народных и общечеловеческих идеалов.
Для достижения этих целей в основе гуманитарного образования, предусмотренного советской школой, лежат следующие принципы, обусловливающие отбор содержания, его идейную направленность.
Гуманитарное образование предусматривает богатство объективной научно проверенной познавательной информации, для чего учащиеся знакомятся со значительным числом существенных и выразительных исторических фактов, изучают конкретные тексты художественных произведений, посещают музеи, участвуют в близких и дальних экскурсиях, читают познавательную и художественную литературу, посещают публичные лекции и т. д. Все это помогает добиться, чтобы за всеми идеями, усваиваемыми учащимися, стояли конкретные образы, представления, убедительная система фактов, способных обеспечить уверенность в истинности знаний. Главная функция гуманитарного образования — в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, которое должно обеспечить объективный взгляд на социальные явления и процессы и стать средством их самостоятельного анализа и осмысления. Поэтому богатство фактов предполагает научное объяснение их многогранных взаимосвязей, раскрытие законов развития социальных процессов. Курсы истории, литературы, экономической географии представлены как изложение закономерностей освещаемых ими сторон социальной действительности. Только при этом условии научное мировоззрение может стать инструментом самостоятельного познания.
Сообразно указанной особенности гуманитарному образованию свойствен в советской школе глубокий и всепроникающий историзм. Он проявляется в генетическом освещении социальных явлений, их причинно-следственных связей, переходов от одного этапа социального развития к другому. Курс истории построен в соответствии со сменяющими друг друга эпохами. Раскрытие закономерностей перехода от одного этапа к другому формирует сознание объективности и неизбежности смены одного этапа другим, сознание необходимости содействовать прогрессивной смене эпох, неизбежной смене капитализма коммунизмом. Историзм проявляется не только при освещении целостных эпох, например, общественно-экономических формаций, но и при раскрытии эволюции отдельных экономических, политических и историко-культурных явлений, что определяет сознание причин, условий существования и преходящего характера этих явлений.
Историческое образование, пронизанное идеей закономерности социальных процессов, позволяет убедить в поучительности истории, в возможности извлекать уроки истории, важные для понимания и оценки современных явлений, важные для выбора средств решения актуальных социальных проблем.
В курсе литературы рассматриваются многообразные связи литературы с общественной жизнью породившей ее эпохи, выясняются объективные общественные и эстетические закономерности развития и функционирования литературы (возникновение, смена и развитие литературных направлений, художественных методов, преемственность художественных типов, конфликтов, сюжетов и т. д.).
На разных этапах обучения литературе принцип историзма осуществляется по-разному: в IV—VII классах он понимается как связь художественного произведения с жизнью соответствующей эпохи, как обусловленность характеров и поступков действующих лиц жизненными обстоятельствами, как изучение литературных произведений в хронологической последовательности.
В VIII—X классах принцип историзма при изучении литературы выступает в более сложных связях и отношениях как принцип историко-литературный. Он обеспечивает научный подход к литературе, изучение художественных произведений в их конкретно-историческом содержании и общечеловеческом значении, выработку у учащихся правильных представлений о движении и развитии общественной мысли и художественного творчества.
Историзм, базирующийся на научности и объективности характеристик социальных процессов, служит основой перерастания знаний в убеждения, основой формирования социальных идеалов молодого поколения, его воспитания в духе прогрессивных и гуманных идей.
Исходным принципом содержания гуманитарного образования является и то, что оно должно обеспечить не только знание фактов, их закономерных взаимосвязей, но и умение пользоваться этими знаниями для самостоятельного осмысления и познания социальных явлений в свете научного мировоззрения. С этой целью учащиеся должны овладеть основными доступными и важными для общего гуманитарного образования методами социальных наук, научными методами познания социальных явлений. Такая направленность обучения обеспечивается содержанием учебных предметов, программы которых включают информацию о методах науки, соответствующим образом отобранных, а при необходимости и методически адаптированных.
Но и общественно-политические знания, как и овладение доступными методами социальных наук, нужны не как самоцель, а как средство воспитания активных граждан, действенно включающихся в общественную жизнь, умеющих самостоятельно осмысливать новые для них явления, определять свое отношение к ним и свое место в решении актуальных общественных проблем.
Все эти исходные начала построения содержания гуманитарного образования предусматриваются для всей молодежи независимо от ее будущей профессиональной деятельности, от продолжения образования за пределами школы.
Советская школа призвана воспитывать молодежь в духе подлинного гуманизма. Последнее состоит в том, что все содержание обучения формирует отрицательное отношение к угнетению человека человеком, к социальному неравенству, к господству одних классов над другими.
В курсах истории, литературы, экономической географии подчеркивается несправедливость экономического, политического и духовного гнета, разоблачаются силы, осуществлявшие в прошлом и поддерживающие в настоящее время различные формы угнетения и неравенства, выясняется содержание этих форм. Учащиеся знакомятся с различными формами гнета и средствами их сохранения — политическими, идеологическими и т. д. Изучение истории и литературы насыщено информацией о гуманных идеалах, постепенно складывавшихся в передовых слоях человечества на протяжении его истории, о носителях и создателях этих идеалов. Учащиеся воспитываются в духе уважения к трудящимся, к создателям материальных и духовных ценностей, обеспечивающих как само существование человечества, так и его прогрессивное развитие. Иными словами, научность содержания гуманитарного образования сочетается с партийностью, воспитанием классового подхода к анализу и оценке социальных явлений.
Важная черта гуманитарного образования в советской школе — воспитание оптимизма и уверенности в прогрессивном развитии человечества. Она проявляется в том, что содержание курсов истории, литературы и обществоведения раскрывает прогрессивное развитие социальных процессов, их Движение от низших форм к высшим, которое состоит, например, в совершенствовании господства человека над природой и освобождении общества от угнетения одних классов другими. Курс истории показывает переход от одних социальных форм к другим, от одних этапов социального развития к другим, более высоким. Курс экономической географии раскрывает постепенное умножение материальных возможностей человечества, его растущее господство над силами природы при учете законов ее развития.
Курс литературы дает представление о литературе как провозвестнице и распространительнице прогрессивных чаяний народных масс, о все большем проникновении передовых идей в широкие слои народа.
Обществоведение как обобщающий куре дает научное, теоретическое обоснование идей прогресса, конкретизируемых в других учебных предметах.
В основу гуманитарного образования положен и принцип воспитания подлинного демократизма. Он состоит в воспитании уважения к трудящимся, к богатым духовным возможностям человека, в воспитании чувств коллективизма и взаимопомощи, веры в силу коллектива и товарищества. Курс истории освещает плодотворность объединения трудящихся в борьбе против гнета, преимущество коллективных форм труда, роль крупных производств в формировании единства трудящихся, роль взаимной поддержки во время бедствий, опасности. На уроках истории уделяется значительное внимание роли народных масс в историческом процессе, роли производительного труда и трудящихся в общественной жизни.
Непременным принципом гуманитарного образования является патриотическое и интернациональное воспитание, в котором проявляется национальная и интернациональная политика Коммунистической партии.