4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ


Все виды знаний взаимосвязаны, и им обучают комплексно и в разном сочетании, но без осознания их необходимости неизбежны случаи упущения тех или иных видов. Так, долгое время авторы учебников и методических пособий пренебрегали методами познания, методами и историей науки и тем самым не готовили учащихся к самостоятельному познанию действительности. Новые программы предполагают исправление данного недочета, но еще нужны усилия по отбору методов науки и материалов по истории науки для общего среднего образования.

Вторым видом содержания образования, как уже говорилось, является опыт осуществления способов деятельности. Знания о них содержатся в первом элементе культуры, и без таких знаний ни один способ деятельности нельзя выполнить сознательно. Но и знаний этих недостаточно. Нужно усвоить опыт применения их на практике. Этот опыт накоплен человечеством в процессе труда, но он находится за пределами, вне личности, пока она в процессе практики не сделает его своим достоянием, своим опытом. И только тогда у личности появляются навыки и умения. Последние и являются усвоенным опытом различных, способов деятельности. Умения и навыки предусмотрены сейчас всеми программами, но не во всех учебных предметах построена их система, т. е. не всеми программами осуществлен научный отбор всех основных навыков и умений, доступных и важных для общего среднего образования.

Навыки и .умения могут быть практическими и интеллектуальными. При этом есть навыки и умения специфические для того или иного учебного предмета и общие для всех предметов. Так, физика, химия, математика, труд имеют свои специфические навыки и умения по проведению опытов, способам решения задач и прочее. Вместе с тем такие умения, как умение строить план, выделять существенное, рационально располагать средства учебной деятельности, сравнивать, умозаключать и другие, являются общими для всех предметов.

Среди навыков и умений следует отличать такие, которые связаны непосредственно с осмыслением знаний, и такие, которые являются только условием, способствующим самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Это умения и навыки учебной работы. К ним относятся конспектирование, аннотирование, рецензирование, составление библиографической карточки и списка литературы, планирование видов работ по подготовке доклада, работа со справочниками, заполнение карточек или тетрадей собранным материалом.

Некоторые педагоги полагают, что навыки относятся только к практической деятельности, что в области интеллектуальной деятельности могут быть только умения, поскольку каждое интеллектуальное действие осуществляется на другом содержательном материале. Едва ли это верно. Даже творческая деятельность, связанная не только с новым содержанием, но и с решением новых, подчас сложных проблем, предполагает сформированность ряда интеллектуальных навыков. Непроизвольность и автоматизированность их выполнения содействует успеху решения проблем.

Так, при современных требованиях к школе учащимся необходимо привить общие для всех предметов поисковые навыки при решении задач и проблем. Им учителя, за исключением учителей математики и физики, как правило, не уделяют внимания, а между тем они играют большую роль во всей познавательной деятельности учащихся. Эти навыки нельзя сформировать сообщением о них, частым повторением. Только в процессе деятельности ученик приобретает поисковые навыки и убеждается в их необходимости.

Третий вид содержания образования — опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности, также имеет специфическое содержание, не совпадающее с содержанием первых двух видов. В противном случае, приобретя любым способом знания и умения, каждый человек был бы подготовлен к творческой деятельности. Если бы творческие силы человека зависели только от знаний, от их объема, то, как заметил один исследователь, любой современный школьник, зная больше Аристотеля, был бы и более творческим человеком, чем Аристотель. С другой стороны, есть немало людей, знающих гораздо меньше иных эрудитов в одной и той же области, но работающих намного более творчески, чем энциклопедически образованный человек. Значит, дело не в объеме знаний.

Но может быть, дело только в природных способностях? Ведь люди не рождаются с одинаковыми способностями ни по характеру их, ни по объему. В таком случае, может быть, не следует беспокоиться о развитии способностей каждого? К. Маркс ратовал за то, чтобы были созданы условия, при которых каждый, в ком сидит от рождения Рафаэль, мог им стать. Может быть, достаточно того, что в социалистическом обществе каждый имеет право и реальную возможность учиться, слушать радио, смотреть кинофильмы, читать любую книгу? Если каждый усвоит все знания, даваемые в школе, приобретет все навыки и умения, всем хорошо известные, тогда ему обеспечен полный простор для развития его творческих способностей?

К сожалению, это не так. Ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить творческих возможностей человека. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности. Человек, не приученный мыслить самостоятельно и усваивающий все в разжеванном виде, оказывается через некоторое время неспособным проявить задатки, данные ему от природы. Поэтому социалистическому обществу совсем не безразлично, когда подрастающее поколение начинает приучаться к творческой деятельности. Психологи полагают, что каждому периоду детского возраста свойственна особая чувствительность к разным видам деятельности— эмоциональной, моторной, интеллектуальной. И если к последней не начать приучение с достаточно раннего возраста, ребенку наносится ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Словом, творчеству надо учить с самого раннего школьного возраста, и этому можно научить, но по-иному, чем научают знаниям и умениям.

В чем же состоит опыт творческой деятельности, в чем его содержание, каковы черты творческой деятельности?

Назовем некоторые из этих черт, полагая, что если бы удалось в школьные годы их сформировать, то этого было бы достаточно, чтобы каждый в меру своего усердия и трудолюбия мог развить свои природные способности до их высших пределов, Важной чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Она состоит в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать ранее, подчас давно усвоенные знания и умения для поиска решения. Это не всегда легко сделать, особенно если эти ранее усвоенные знания лежат в другой научной области, чем решаемая проблема.

Другая черта — видение новой проблемы в знакомой ситуации. Ученик, увидев в музее ручное рубило, спросил учителя «Значит, далекие предки уже знали разницу между острым и тупым? Ведь они делали рубило с одного конца тупым, а с другого острым!» Следовательно, ученик поставил проблему — а нельзя ли по рубилу судить о знаниях древнейших людей. Чтобы понять все значение этого вопроса и проявленной мысли ученика, следует заметить, что некоторые буржуазные психологи считают часть людей обреченной на проблемную слепоту, т. е. органически неспособной к постановке (видению) новых проблем. Это совершенно неверная мысль, и среди здоровых людей нет таких, которые не могли бы развить в себе этой способности, Она обусловлена трудовой деятельностью, и без нее развитие культуры шло бы бесконечно медленнее. Вместе с тем ясно, что это не простой вид деятельности и ему следует учить.

Можно говорить и о таких чертах творческой деятельности, как:

  • видение новой функции объекта. Эта черта состоит в том, что человек, привыкая к окружающим предметам и их назначению, умеет усматривать в них способность служить иной, неожиданной цели. Так, человек; имея карандаш, использует его в качестве дырокола или стержня или для других целей;
  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. Эта черта творческой деятельности хорошо известна каждому, кто решал математические задачи, но она необходима в любой области деятельности;
  • видение структуры объекта: человек, столкнувшись с ситуацией, проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта, существенное и несущественное соотношение этих элементов;
  • альтернативное мышление, т. е. ввдение возможных решений данной проблемы, различных способов решения, наличия противоречивых доказательств, иными словами, разностороннее видение объекта (проблемы);
  • построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении каждой проблемы, а в различном сочетании и с разной силой. В самом характере творческой деятельности сказывается специфичность содержания данного элемента культуры. Специфика его в том, что для процедур творческой деятельности нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самим индивидом Этот опыт творческой деятельности человечество накопило постепенно, и не при всякой деятельности он формируется и проявляется.

Четвертый вид содержания образования — нормы отношения к миру, т. е. воспитанность,— специфичен, так как он состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их, а в оценочно-эмоциональном отношении к миру, к деятельности. Отношения человека к окружающей действительности, сфера его чувств не совпадает с содержанием его знаний об этой действительности, ни с его навыками и умениями. Это особая сфера. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения в миру, как наши чувствования…»,— писал К. Д. Ушинский.

Пока человек только знает о нормах поведения, даже ведет себя как принято, но делает это вопреки своей отрицательной оценке этих норм или при равнодушии к ним, его воспитанным нельзя считать, нельзя признать его усвоившим содержание воспитанности. Пока человек только осведомлен о мировоззренческой идее, правильно ее использует для объяснения каких-либо явлений действительности, но не убежден в истинности идеи и, следовательно, эта идея не вызывает в нем эмоционального отношения, до тех пор идея не стала частью его мировоззрения. Последнее предполагает знания, убежденность в их истинности, словом, положительное отношение к ним, выражающееся в органически свойственном человеку поведении, в деятельности практического и интеллектуального характера. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности, но особой формой, отличающейся, например, от мышления. И. Г. Песталоцци писал, что «прежде чем говорить о какой-либо добродетели, я вызываю в детях живые чувства ее» .

Именно эмоции более всего способны переходить в область бессознательного, не контролируемого разумом. И поэтому культура чувства, подлежащая воспитанию у молодого поколения, не совпадает с культурой мышления, с объемом и системностью знаний. Это особые содержания, и каждое из них является следствием социального развития человека.

В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский придавали огромное значение формированию эмоций, как особой задачи воспитания. Советские психологи подчеркивают роль эмоций как особого стимула человеческой деятельности (П. П. Блонский), как связь аффективного и интеллектуального, но связь двух самостоятельных компонентов (С. Л. Рубинштейн). Психолог П. М. Якобсон убедительно показал роль эмоций как силы, определяющей мотивы поступков.

Коммунистическая воспитанность включает в свое содержание оценочно-эмоциональное отношение к научным знаниям, к нравственным нормам, к эстетическим проявлениям действительности, к социально-политическим идеалам коммунизма. И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя человек и обладает знаниями, умениями и творческими способностями.

При всем различии перечисленных видов содержания образования не трудно было заметить, что все они взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.

В то же время, поскольку различные виды содержания могут быть усвоены без последующих, необходимо осознать наличие и необходимость всех видов. Содержание образования социалистической школы — сложное явление и несводимо к знаниям и умениям, несводимо к основам наук. И каждый учебный предмет поэтому не сводится к основам наук, а должен состоять из всех видов содержания, изучаемых в определенной системе и соотношениях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт