СВЯЗЬ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ


Правильная реализация рассмотренных целей обучения является одним из важнейших факторов, предопределяющих успех воспитательной работы в общеобразовательной и профессиональной школах. Особенное значение она имеет для решения таких воспитательных задач современного образования, как формирование у учеников уважения к труду и трудящимся, приобщение их к различным формам коллективной деятельности, развитие у них патриотических и интернациональных чувств и убеждений и т. д. Реализация этих целей позволяет осуществить не только главную цель воспитания, каковой является достижение так называемого воспитательного идеала, но и производные от него общие цели — всестороннее развитие личности, формирование требуемых гражданских позиций и убеждений, а также специальные цели — ознакомление учеников с определенными фактами, формирование у них навыков выполнения определенных видов деятельности и т. д. Мы полагаем, что воспитание, находясь в диалектической связи с учебной деятельностью, связано главным образом — хотя и не исключительно — с формированием у учащихся основных качеств личности, которые характеризуют устремления человека, его отношение к миру и самому себе, его социальные и нравственные позиции, взгляды и убеждения.

Дидактическая же деятельность направлена прежде всего — хотя этим она и не исчерпывается — на формирование у детей, молодежи и взрослых качеств деятельного характера, связанных с их способностями, интересами, умениями и навыками [См.: Muszynski Н. 1971. S. 156].

Указанные в этой главе связи и зависимости между дидактической и воспитательной видами деятельности, между обучением и воспитанием уже давно были осознаны и педагогами-практиками, и теоретиками. Само понятие «воспитывающее обучение» — в том значении, которое ему придавалось, например, в XIX в., — не только указывает на такую тесную связь, но и определяет пути правильного построения работы с учащимися. Сегодня мы можем добавить к сказанному, что качество этой работы можно повысить приобщая учеников к деятельности по самообразованию и самовоспитанию.

2. «Всестороннего развития личности ученика мы достигаем благодаря осуществлению следующих целей образования: 1) …; 2) …; 3) формирование научного мировоззрения; 4) …; 5)…».

Дайте определение научного мировоззрения. Какие качества личности мы относим к числу определяющих, а какие — к инструментальным? Перечислите познавательные способности, развитие которых является одной из целей и одновременно условием формирования всесторонне развитой, активной и творческой личности.

Если у вас возникли затруднения с формулировкой ответов на приведенные вопросы, прочитайте заново параграф «Связь целей образования с целями воспитания».

4. Дидактика прогрессивистов старалась противостоять униформизму воспитания, одностороннему интеллектуализму, схематизму и недостаточной индивидуализации обучения, авторитарности и гетерономии, типичным для традиционной школы, ее общему климату, соответствующему не воспитанию, а дрессировке учащихся. Говоря об этой школе, прогрессивисты утверждали, что «там, где она есть, не запоет ни одна птица, не вырастет ни один стебелек травы», и даже требовали ее ликвидации, считая, что «величайшая тайна воспитания состоит в том, чтобы не воспитывать».

А что могла предложить дидактика прогрессивистов взамен? На языке ее наиболее радикальных представителей это сопутствующее обучение, отсутствие учебного плана и программ, значительное уменьшение объема заключенного в них материала, повышение воспитательного значения дидактической работы, сведение роли учителя к функциям наблюдателя и тактичного советчика учеников, любовь к ребенку, развитие самостоятельности учащихся, приближение школы к жизни.

Однако при неправильной интерпретации эти лозунги могли привести (и действительно приводили) к явлениям,

нежелательным с педагогической точки зрения. Так, любовь к ребенку часто перерастала в его фетишизацию, стремление предоставить ученикам свободу — в культ их своеволия, стремление к обучению с учетом интересов учащихся — в усвоение разрозненных знаний, недостаточно глубокое и непрочное и т. п.

Постарайтесь развить эту тему в виде тезисов сообщения «Достоинства и недостатки прогрессивистской концепции воспитания».

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт