ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ


Цели воспитания представляют собой своего рода равнодействующую социально-политических и экономических отношений общества, присущего ему уровня развития науки, техники и культуры, национальных традиций, прогрессивного наследия человечества и т. д. Одни цели стояли перед воспитанием в обществах прошлого, например в феодальном и раннекапиталистическом, совсем другие ставят общества, современные нам, особенно социалистическое. Пример. Для классовых обществ типичным было наличие как бы двух направлений в просвещении и воспитании. Высокий уровень просвещения был предназначен для детей представителей имущих классов, а просвещение на элементарном уровне охватывало учащихся, происходящих из неимущих классов и групп населения.

Система просвещения социалистического общества открывает детям, независимо от их социального происхождения, лишь с учетом их способностей, трудолюбия, интересов и т. п. доступ ко всем уровням образования. Цели воспитания и связанные с ними цели образования в социалистическом обществе учитывают как потребности этого общества, так и жизненные интересы каждой личности, причем эти цели приспосабливаются к совсем иному, чем в прежние эпохи, ритму жизни. Так, по сравнению с относительно медленным развитием цивилизации еще сто лет назад, когда воспитание сводилось к простому приобщению детей к традициям, современные темпы перемен в технике, в организации общественной жизни и культуре настолько высоки, что цели воспитания должны опережать существующую действительность; они должны соответствовать тем переменам, которые произойдут в будущем.

Можно ли конкретизировать характер этих перемен? Можно ли предсказать их направление и динамику, сферу воздействия и последствия?

Чтобы ответить на эти вопросы, отметим лишь общие тенденции социального развития, опуская второстепенные. Можно полагать, что рассматриваемые перемены затронут как темпы изменений, так и все сферы экономической, социальной и культурной жизни нашего времени. Например, если в XVIII в. период, отделяющий время какого-либо крупного открытия до момента его использования в широком масштабе, составлял, как это было в случае фотографии, более 100 лет, то в XIX в. он уменьшился уже до 60—70 лет, примером чему может послужить хотя бы электрический двигатель; в наше время этот период составляет десять с небольшим или даже несколько лет (радар — 1925—1940; телевидение — 1922—1934; транзистор — 1948—1951; солнечная батарея — 1953—1955 и т. д.).

О диапазоне происходящих перемен свидетельствует тот факт, что они охватывают широкий круг проблем, в том числе:

  • рост производства, а тем самым и потребления разнообразных материальных благ (вместе с продуктами питания) как следствие механизации, автоматизации, химизации и оптимизации производственных процессов;
  • рост свободного времени, что также является следствием прогресса в области техники, технологии и организации труда;
  • рост занятости в широко понимаемом секторе услуг, осуществляющийся за счет постепенного сокращения спроса на рабочую силу в сельскохозяйственном и промышленном секторах, что также связано с прогрессом в области автоматизации и механизации труда;
  • рост воздействия средств массовой информации на детей, молодежь и взрослых;
  • большая доступность различных благ культуры как результат развития полиграфии (высококачественные репродукции шедевров мировой живописи, массовые тиражи книг и различных периодических изданий), музыкальной (записи шедевров музыкального искусства на пластинках и магнитофонных лентах) и электронной техники (видеомагнитофоны, видеотеки и т. п.);
  • рост продолжительности жизни людей как следствие прогресса в области медицинских наук и лучшего функционирования службы здоровья;
  • рост международных связей благодаря совершенствованию средств связи, развитию торговых отношений, туризма и т. п.;
  • возрастание роли ученых как проявление усиливающего значения науки в жизни современного общества;
  • рост значимости коллективных и междисциплинарных видов деятельности, в рамках которых концентрируются усилия представителей разных специальностей на решении общих проблем;
  • постепенная ликвидация существовавших ранее барьеров в доступе к образованию, возникающих, например, из-за отдаленности места жительства учеников от школы, и т. д.

В конкретных условиях, характерных для нашего общества, рассматриваемые перемены происходят, в частности, из-за того, что «миллионы людей, до этого занятые в сельском хозяйстве, должны приступить к работе в промышленности и профессиях, связанных со сферой услуг; миллионы людей, оставшиеся на селе, должны научиться вести основанное на современной технике коллективное хозяйство, научиться быть гражданами государства, которое принадлежит им» [Suchodolski В. 1967. S. 97].

Этот перечень перемен, которые произойдут в жизни нашего общества в ближайшие десятилетия, можно было бы, очевидно, значительно расширить. Однако представляется обоснованным требование воспитания людей, умеющих решать не только те задачи, которые сегодня можно предвидеть и определить на основе анализа современных тенденций развития науки, техники, общественной жизни и культуры, но также и те, которые пока еще не удается четко сформулировать.

Для того чтобы воспитать именно таких людей, нужно развивать умственные способности и общую культуру, поддерживать и развивать соответствующие интересы и увлечения людей, развивать у них восприимчивость к новому, воображение, способности к сотрудничеству с другими людьми, чувство коллективизма, наконец, нужно формировать у них навыки самостоятельного и критического мышления, умения самостоятельно действовать.

Решение задачи по формированию у воспитанников перечисленных качеств личности и умений является необходимым условием успешного преодоления косности, застоя и равнодушия к вопросам, имеющим решающее значение для дальнейшего развития жизни общества. Современный человек, обладающий этими качествами, может лучше и успешнее выполнять свои основные общественные и профессиональные обязанности.

Отсюда следуют цели социалистического воспитания:

  • подготовка детей и молодежи к активному участию в общественной жизни, к самоотверженному, бескорыстному служению своему народу, к борьбе за справедливость и социальный прогресс в мире;
  • подготовка молодого поколения к профессиональной деятельности;
  • подготовка учащихся к активному участию в культурной жизни;
  • наиболее полное, всестороннее интеллектуальное, нравственное, физическое и эстетическое развитие каждого ребенка.

Эти цели соответствуют идеалу воспитания в социалистическом обществе, каковым является всесторонне развитая, увлеченная и творческая личность. Существенное место в его реализации принадлежит образованию.

Расширяющий блок

Впервые в истории педагогики с идеей всестороннего развития человека, т. е. его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, мы встречаемся уже в Древних Афинах. Однако всестороннее развитие предназначалось там лишь для детей господствующего класса. Кроме того, афинская концепция воспитания всесторонне развитой личности не предусматривала подготовку детей и молодежи к конкретной трудовой деятельности, ибо такого рода работа считалась недостойным занятием для свободного гражданина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт