Умственное развитие в шестилетнем возрасте


Психологические исследования показывают, что в шестилетнем возрасте достигает высокого уровня развития образное мышление, то есть умение наглядно представить себе разные объекты и их преобразования. Наряду с подробными детализированными образами шестилетний ребенок может использовать в мышлении и схематические обобщенные образы, отражающие различные связи и отношения между объектами. Например, ребенок может решить задачу типа «ветер сдул с цветка два лепестка, а три лепестка осталось; сколько лепестков было у цветка?», наглядно представив себе оставшиеся лепестки в виде трех точек, обведенных кругом, а «сдутые» — в виде двух точек, находящихся вне этого круга. Сосчитав в»уме» точки («лепестки»), он получит ответ: «пять».

В шесть лет начинается развитие логического мышления, позволяющего строить умозаключения, делать правильные выводы из предложенных данных. «Логическое» решение приведенной задачи осуществляется путем рассуждения: «Лепестки, которые были у цветка, — это опавшие и оставшиеся вместе; значит, нужно к трем оставшимся лепесткам прибавить два опавших — получится пять».

С помощью специальных экспериментов было установлено, что развитие логического мышления происходит на основе образного. Если образное мышление развито плохо, то и логическое оказывается неполноценным. Например, описанная задача нередко решается шестилетними детьми так: «Раз лепестки слетели, значит, надо отнимать. От трех отнять два — получится один. Значит, на цветке был один лепесток».

К сожалению, в школьном обучении иногда недооценивается роль образного мышления, которая тем выше, чем младше ребенок. Из-за этого возникает определенный крен в сторону учебных предметов, развивающих, в первую очередь, логическое мышление: математики, грамоты. В обучении шестилетних детей этот крен особенно опасен: он может привести к формализму, к формированию не логического, а псевдологического мышления. При обучении шестилетних детей особенно большую роль играют занятия рисованием, конструированием (развивающими умение оперировать зрительными образами), музыкой (развивающей оперирование слуховыми образами), ознакомлением с окружающим. Разделение учебных предметов на «основные»-(грамота, математика) и «второстепенные» (предметы эстетического цикла) при обучении шестилетних детей является глубоко неверным.

Однако обучение математике и грамоте также может быть направлено на развитие не только логического, но и образного мышления. Эта возможность реализована в программе обучения, разработанной НИИ СиМО СССР. Развитие образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных моделей и схем, активному включению в учебный процесс действий детей с предметами и их изображениями. Эту сторону обучения не следует рассматривать как чисто вспомогательную, обеспечивающую лучшее усвоение программного материала. Она имеет самостоятельную ценность, способствуя развитию образного мышления и закладывая тем самым основу дальнейшего успешного обучения детей в школе. Само по себе усвоение программного материала еще не гарантирует такого эффекта.

Из сказанного ясно, какую большую роль в умственном развитии шестилетних детей играет использование в обучении средств наглядности. Однако эти средства подчас используются с чисто «развлекательной» целью, то есть только для того, чтобы сделать занятия интересными для шестилетних детей. Такое использование средств наглядности нередко приводит к отрицательному результату. Внимание детей фиксируется на второстепенных, не относящихся к существу решаемой задачи, деталях иллюстративного материала, и в результате сама задача «теряется».

Высокая отвлекаемость шестилетних детей требует чрезвычайно продуманного отношения педагога к применяемым средствам наглядности. Они должны отражать существенные, значимые с точки зрения изучаемого материала, связи и отношения между объектами. Любые отвлекающие («развлекательные») детали должны быть устранены. Этого легче добиться в том случае, когда используемый иллюстративный материал представляет собой схематическое изображение объектов. Это могут быть схемы -звукового состава слова, количественных отношений между совокупностями объектов, последовательности выполнения действий при создании поделки из бумаги и т.п. Подробные детализированные картинки могут применяться лишь в особых случаях, (например, при ознакомлении детей с каким-либо явлением природы). 

У шестилетних детей важно сформировать воображение, творческое отношение к заданиям. В этом большую помощь окажут педагогу различные игры (об их использовании в учебно-воспитательной работе мы писали выше).

Большое значение для умственного развития шестилетних детей имеют и другие формы работы с ними, описанные выше в связи с другими сторонами психологического развития. 5то относится к формированию произвольной памяти с использованием «пиктограммы» (ведь раньше, чем запомнить предложенные слова, ребенок должен осуществить определенные умственные операции , производящие к созданию условного рисунка), к развитию планирования в конструктивной деятельности и т.д.

Необходимо помнить, что разные стороны психического развития неразрывно связаны друг с другом. Умственное развитие школьников совершается в процессе учебной деятельности -поэтому ее формирование является, по существу, также одной из сторон умственного развития. Его необходимым условием является также нормальное развитие личности ребенка. Таким образом, выделение в психическом развитии отдельных сторон в значительной степени условно. Их развитие при правильной организации учебно-воспитательной работы с детьми протекает в русле единого процесса становления Человека, развитого » гармонично и всесторонне.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт