Подготовка молодежи к активному участию в общественной, профессиональной и культурной жизни — несомненно правильная, хотя и очень общая форма, в которой представлены цели воспитания. Чтобы уточнить дидактические и воспитательные задачи школы и тем самым облегчить отбор содержания обучения, обеспечивающего решение этих задач, приведенное выше понимание целей воспитания нужно конкретизировать, придав им более практический характер.
Попытку такой конкретизации предпринял Ян Щепаньский, который выделил в жизни общества следующие сферы: политическая деятельность граждан, их участие в реализации демографической политики государства, профессиональная и культурная деятельность, участие в жизни неформальных групп (товарищеские группы, различные профессиональные объединения, клубы и т. п.), наконец, процессы самообразования и самовоспитания, отвечающие устремлениям и запросам личности. Анализ функций каждой из этих сфер деятельности определяют как конкретные цели учебно-воспитательной работы, частично следующие из рассмотренных в предыдущей главе, так и тесно связанное с ними содержание обучения.
При подготовке учащихся к участию в политической жизни школа должна предоставить им основы таких знаний, которые
- подготовили бы их к участию в управлении государством, к осознанию ответственности за дела общества, а также позволили бы им стать в будущем полноправными гражданами своего государства, активно участвующими в решении важных общественных, профессиональных и других проблем;
- позволили бы им, как будущим трудящимся, успешно решать возникающие задачи.
В интересах реализации демографической политики государства гражданин должен быть подготовленным к семейной жизни, включая вопросы планирования семьи, к воспитанию детей, к сотрудничеству с воспитательными учреждениями и т. д. Подготовка учащихся к участию в хозяйственной деятельности предполагает не только определенное профессиональное образование, но и высокий уровень технической культуры, чувство ответственности за качество и эффективность выполняемой работы и т. п. С точки зрения потребностей человека, живущего в современном обществе, важно приучить его к систематическому и содержательно дифференцированному пользованию культурными благами, а также создать условия, позволяющие ему содействовать росту этих благ.
Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлениям своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т. п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, формирование у них ценностно значимых запросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию — вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер. Из сказанного следует, что отбор содержания образования в значительной степени обусловлен потребностями общественной, профессиональной и культурной жизни. С ускорением развития науки и техники происходят стремительные изменения и в потребностях общества, а они в свою очередь вызывают изменение в содержании образования в учебных заведениях различных типов и уровней. Для Польши мерилом этих перемен служит, в частности, переход от борьбы с безграмотностью, которая была тяжелым наследием прошлого, усугубленным окупацией (количество неграмотных составляло в Польше в 1946 г. 3 млн. человек), ко всеобщему среднему образованию (начало этого перехода было положено в сентябре 1978 г.).
Кроме того, содержание образования должно отвечать требованиям научности, в том числе требованиям психологии и дидактики.