ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИДАКТИКИ


Процесс обучения может носить систематический планомерный характер, а может быть и случайным, стихийным. Общая дидактика исследует прежде всего преподавание-учение как систематически и планомерно организованный процесс, реализуемый как в самом учебном заведении, так и за его пределами. Обучение может представлять собой интегральную часть институциональной учебной деятельности, реализуемой в учебных заведениях, на различного рода курсах и т. п. Оно может быть определенным образом связано с учебной работой, например с домашними занятиями учащихся, или же принимать форму сознательного, более или менее систематического самообразования. На самом деле в самообразовании преподаватель непосредственно не руководит работой ученика; чаще всего функцию такого руководства он реализует опосредованно, например как автор учебника, лектор, проводящий беседу по радио или телевидению, и т. п. Именно поэтому самообразование также является одним из аспектов предмета исследований дидактики.

Таким образом, общая дидактика занимается анализом любого процесса обучения, организуемого сознательно, реализуемого систематически и планомерно, иначе говоря — исследованием всего того, что определяет процесс преподавания и учения. Под процессом мы здесь понимаем совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обусловливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у детей, молодежи или взрослых определенных сравнительно устойчивых изменений.

Но поскольку деятельность ученика и учителя всегда протекает в определенных условиях и, кроме того, ориентирована на достижение заранее определенных результатов, то, строго говоря, предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания-учения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т. п.), а также различные относительно устойчивые результаты этих условий.

После этих пояснений мы можем принять, что предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Изучением понимаемого таким образом процесса преподавания и учения занимаются также и частные дидактики, причем каждая из них, за исключением методики начального обучения и дидактики высшей школы, связана только с одним учебным предметом, изучаемым в учебном заведении и за его пределами, включая и самообразование.

Известно, что в ходе каждого сознательно и планомерно организуемого процесса, в том числе и процесса обучения, мы всегда стремимся к достижению определенной цели. Кроме того, этот процесс имеет определенное содержание, для него характерны определенные методы, организационные формы и средства реализации. Именно поэтому анализ и описание этих факторов, как и выявление закономерностей, характерных для процесса обучения, а также определение основанных на них норм поведения, относятся к главным задачам общей дидактики. Некоторые из этих задач дидактика решает самостоятельно, при решении же остальных она пользуется услугами других наук, прежде всего психологии, социологии, логики и философии.

Многие задачи, касающиеся целей, содержания, принципов, методов, организационных форм и средств реализации процесса обучения, решаются также и в пределах частных дидактик. Однако делают они это применительно лишь к отдельным предметам, и поэтому устанавливаемые ими закономерности и правила поведения носят менее общий характер по сравнению с теми, которые выявляются общей дидактикой.

Помимо этого предмет общей дидактики включает анализ и описание дидактических систем, принятых в той или иной стране; в рамках частных дидактик приводятся анализ и описание систем обучения отдельным предметам.

Заполните пробел (или пробелы) в тексте, вписывая отсутствующее слово (или отсутствующие слова). Ответы, находящиеся с правой стороны текста, закройте полоской бумаги, и после того, как заполните очередной пробел (или пробелы), перемещайте ее вниз. Последовательно сравнивайте сформулированный Вами ответ с правильным. Если они совпадают, переходите к изучению следующего фрагмента текста, если же нет — внесите исправление в ответ и постарайтесь определить причину ошибки. Аналогичным образом поступайте в дальнейшем при проработке блоков самопроверки такого типа.

 

Общая дидактика занимается изучением …, содержания, процесса, принципов, методов, организационных форм, средств и … преподавания-учения

целей, систем

Цели, содержание, сам процесс, …, методы, организационные формы, средства, а также … обучения составляют предмет исследования общей …

принципы

системы дидактики

Предмет исследований общей дидактики, охватывающий цели, …, принципы, методы, …, …, средства, а также системы обучения, (является, не является — выберите правильный ответ) аналогичным предмету отдельных методик обучения

содержание, процесс,

организационные формы, является

Разница между предметом исследований общей дидактики и методиками обучения заключается в том, что дидактика исследует процесс обучения (зависимо, независимо) от предметов и уровня, на котором ведется их изучение, в то время как методика делает это исключительно в объеме …

независимо одного предмета

Исследуя …, …, …, принципы, …, организационные формы, …, а также системы обучения, общая дидактика, как и частные дидактики (методики обучения), анализирует также мотивы, условия и результаты действий учителя и учеников

цели, содержание, процессы, методы, средства

Приведите примеры случайного (окказионального) обучения и обучения систематического. В чем заключается сходство и различие между ними?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт