ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ


Расширяющий блок

«Путь к построению учебно-воспитательных ситуаций и размещению их в рамках современного учебно-воспитательного процесса должен начинаться с постановки целей обучения и воспитания, а также с нахождения таких действий, которые бы отвечали и первыми вторым и которые можно было бы включить в целостные мотивационные акты и благодаря этому отрабатывать в общих ситуациях. Действия, определяющие ход этого процесса, приводящие в результате к полной интеграции обучения с воспитанием, можно представить следующим образом:

Обучение

1. Определение инструментальных целей, которых должны достичь учащиеся

(цели обучения)

2. Установление действий познавательно- практического характера, которыми должны овладеть учащиеся

(операционные цели обучения)

Воспитание

1. Определение ведущих целей, которых должны достичь учащиеся

(цели воспитания)

2. Установление видов деятельности социального плана, которыми должны овладеть учащиеся

(операционные цели воспитания)

3. Выбор ситуаций, в которых может произойти совмещение действий, приводящих к достижению целей обучения и воспитания

(учебно-воспитательные ситуации)

4. Раскрытие в этих ситуациях действий, обеспечивающих мотивацию, связанную с обоими видами деятельности

(отработка познавательных и социально значимых видов деятельности)

5. Восприятие отрабатываемых видов деятельности и закрепление связанных с ними процессов, т. е. овладение учащимися одновременно инструментальными с точки зрения обучения и ведущими в воспитании качествами личности

(общие результаты обучения и воспитания)» [Muszynski Н. 1973].

Безусловно, между процессами воспитания, образования и обучения нет резкой границы. В связи с этим воспитательным мероприятием всегда сопутствуют определенные действия обучающего характера, а последние в свою очередь очень часто носят образовательный и воспитательный характер. Поэтому благодаря обучению и образованию мы не только развиваем умственную деятельность, обогащая мышление новым содержанием, но и приводим в движение те силы, благодаря которым интеллектуальная жизнь человека становится более интенсивной и динамичной, многогранной и сознательной. Среди этих сил прежде всего общественная деятельность и опыт, приобретаемый

в ходе коллективного и индивидуального труда, а также техническая деятельность, общение с искусством. Таким образом, обучение и образование в соединении с соответствующими мероприятиями воспитательного характера в процессе овладения знаниями и их применения на практике формируют не только его мышление, а личность человека в целом. «Обращение к различным сторонам человеческой жизни пробуждает любознательность, порождает интересы, побуждает к построению различных планов, формирует взгляды и убеждения, в результате чего складываются определенные направления поведения… определяются принципы «принятия решения» [Suchodolski В. 1970. S. 242].

Проблемный блок

Принимая сформулированные в § 4 определения, охарактеризуйте связи между обучением, образованием и воспитанием.

При этом помните, что в процессе развития «…сформировались три основные формы воспитания: естественное воспитание, реализующееся стихийно в ходе участия в общественной жизни, воспитание, целенаправленно организуемое вокруг разного рода общественной и профессиональной деятельности, не преследующей непосредственно воспитательных целей, а также воспитание, целенаправленно организованное н учреждениях, предназначенных специально для этого» [Suchodolski В. 1976. S. 41]. Помните также, что «целью преподавания является оказание людям помощи в учении. Однако каждый может учиться только благодаря своим собственным усилиям и опыту. Учитель может побудить учащегося к учебе, руководить его деятельностью, опытами, на основе которых он приобретает знание определенных фактов, формирует свое отношение к изучаемому или практические умения, однако учитель не может приобрести их за него. Каждый человек должен учиться сам» [Skinner Ch. Е. 1971. S. 27].

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт