УСЛОВИЯ ПОВТОРЕНИЯ


Чтобы твердо выучить стихотворение… следует написать начальные буквы каждой строчки. Это одно из лучших средств заучивать наизусть стихи и другие трудно запоминающиеся вещи.

Но еще лучше, хотя это и займет гораздо более времени, учить стихотворение, написавши начальные буквы каждого слова; так, например, чтобы выучить следующее небольшое стихотворение:

Горные вершины Спят во тьме ночной,

Тихие долины Полны свежей мглой,

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Погоди немного,

Отдохнешь и ты.

нужно сделать эскиз замечательных слов каждой строчки, как то: вершины, тьма, долины, дорога, листы;

или написать только начальные буквы каждой строчки: Г, С, Т,П, Н,Н,П,0; или же, наконец, начальные буквы каждого слова:

Г. в.

С. в.т. н.

Т.д.

П. с. м.

Н.п.д.

Н.д.л.

П.н.

О. и. т.

Эти способы чрезвычайно облегчают учение наизусть.

Слоущ Н.Д. Мнемотехника, или искусство укреплять память. Практическое руководство усваивать легко и быстро и удерживать навсегда в памяти числа, названия, серии слов, стихотворения, иностранные языки, логарифмы, бухгалтерию, даты и пр. 1892.

Для того, чтобы запомнить легко стихотворения, анекдоты, пословицы и т. п., следует не механически их зубрить, а изучать: для этого нужно разложить главные понятия и действия, составлять искусственную связь между бессвязными предложениями. Возьмем, например, следующее стихотворение Пушкина:

ДОН

Блеща среди полей широких,

Вот он льется, здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата Реки знают тихий Дои.

От Дуная до Евфрата Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Ждут уже донские кони Арпачийскую струю.

Приготовь же, Дон заветный.

Для наездников лихих,

Сок кипучий искрометный Виноградников твоих!

Каждому известно, что главное затруднение в изучении стихов состоит в там, чтобы помнить начало каждого четверостишия… Поэтому нужно стараться составлять связь между концом одного четверостишия и началом следующего… Для этой цели расположим их следующим образом:

Поклон — как прославленного;

Поклонотдохнув;

Струя — приготовь же.

Из этих слов мы составим следующие фразы:

  1. Он удостоился поклона, как прославленный всеми человек.
  2. После поклона он, отдохнув, ушел.
  3. Вот течет струя, приготовь нам воду.

Э. Мейман. Экономия и техника памяти. 1913.

Попробуем наблюдать за учеником, когда он заучивает наизусть стихотворение или слова иностранного языка. Несмотря на все особенности способов заучивания, большинство учеников сходятся в одном: они разделяют весь материал (в особенности, если надо заучить какой-нибудь большой заданный урок) на небольшие отделы, которые они потом заучивают каждый отдельно путем многократного повторения, чтобы затем связать их вместе, перечитывая все с начала до конца. Например, какое-либо стихотворение ученик, смотря по содержанию, строению фраз и длин, разделяет на два или на три отрывка и заучивает каждый отрывок отдельно; иностранные слова большинство учеников заучивает каждое отдельно, много раз повторяя его вместе с переводом на родной язык. Лишь очень редко встречаем мы такого ученика, который поступает иначе, повторяет все «заданные» ему стихи и слова с начала до конца и пытается запечатлеть целое, перечитывая весь урок. Между тем как общее психологическое рассуждение, так и эксперименты показывают, что только последний способ правилен психологически и наиболее экономичен, т. е., что при этом методе первое безошибочное воспроизведение наизусть наступает через самое короткое время после наименьшего числа повторений и, что всего важнее, этим достигается более надежное и длительное запоминание заученного…

Путем опроса среди моих знакомых я установил, отдельные лица среди взрослых и детей инстинктивно пришли к заучиванию всего материала целиком. Один знакомый доктор философии с самого детства заучивает по этому методу. Он сообщает в своем исследовании запоминания и забывания, что сербские национальные певцы заучивают все стихи и песни целиком.

Также о многих первобытных народах я слышал, что они не знают иного заучивания, кроме заучивания целиком… Какими же мотивами руководствуются при обычном способе заучивания? Почему большинство людей заучивает таким психологически неправильным и непрактичным способом? Главная причина этого заключается в неравномерной трудности отдельных частей материала. Мы стараемся прежде всего заучить отдельно самые трудные места и, благодаря этому, расчленяем целое. Вторая причина заключается в нашей природной лепи. Мы скорее видим прогресс заучивания, когда мы учим сначала небольшие кусочки, чем при попытке сразу запечатлеть весь материал; самая поразительная особенность заучивания целиком состоит в том, что чувство уверенности в знании наизусть наступает лишь в самом конце…

На чем же основывается преимущество заучивания целиком? Опыты, направленные специально на разрешение этого вопроса, обнаружили следующее преимущество этого метода:

  1. Когда заучивается стихотворение или отрывок прозы частями, то переход от одной части к другой необходимо запечатлеть отдельно. Повторения, направленные специально на эту цель, при заучивании целиком отпадают.
  2. При прерывистом заучивании образуются многочисленные ассоциации, которые впоследствии, при произнесении заученного наизусть, должны мешать; когда после окончания каждого отдела переходят к началу его, то конец отдела ассоциируется с началом, вместо того чтобы ассоциироваться с продолжением. Такую ассоциацию, мешающую впоследствии воспроизведению, приходится искусственно уничтожать, заучивая переходы отдельно.
  3. В заученном материале связаны ассоциативно не только части, непосредственно следующие друг за другом, но даже отдаленные части связываются косвенно, а также мы запечатлеваем отдельные части материала тем, что замечаем место, занимаемое ими в целом стихотворении. Эти оба вспомогательные средства, косвенная ассоциация и «абсолютное место», укрепляются при заучивании целиком каждым перечитыванием, а при прерывистом заучивании такое преимущество или совсем отпадает, или ослабляется, так как в этом случае первые строки не имеют никакой связи с последующими, заученными отдельно, а места, занимаемые отдельными частями, постоянно передвигаются. Например, вначале каждая первая строка отдельно выученной части занимает «первое место», когда же она присоединяется к целому, она получает другое место.
  4. При заучивании целиком запе-чатлеиие распределяется равномерно на все части материала, следовательно, если материал не представляет собою существенно неравномерного распределения трудности, то целое запечатлевается (ассоциируется) более равномерно. Самый метод предохраняет от слишком малой затраты сил на какое-либо другое…

Выпишите из текста ответы на вопросы «О чем говорится в тексте?» (понятия) и «Что говорится в тексте?» (мысли). Выпишите также все глаголы, связывающие понятия в мыслях.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт