ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ


В заключение данного раздела рассмотрим последний, пятый параметр качества мыслительных процессов — ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.

О влиянии эмоций на запоминание написано очень много. Написаны и фундаментальные работы, и небольшие брошюры с рекомендациями. Все они сходятся на следующем: чем эмоциональнее воспринимает человек информацию, тем больше вероятность сохранения ее в памяти, следовательно, тем выше вероятность припоминания информации.

О влиянии эмоций на запоминание говорили даже великие поэты:

«Когда мы в памяти своей Проходим прежнюю дорогу,

В душе все чувства прежних дней Вновь оживают понемногу,

И грусть, и радость те же в ней,

И знает ту ж она тревогу» —

рассуждал Н. Огарев. А небезызвестный К. Батюшков в порыве эмоций

ВОСКЛИКНУЛ:

«О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной!»

Как всегда красиво затронул эмоциональную сферу великий поэт Ф. Тютчев:

«Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,

И то же в Вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь».

С практической точки зрения для развития эмоциональности мышления можно дать одну рекомендацию и пару упражнений.

Очень важная рекомендация для развития эмоций, необходимых для лучшего запоминания, — читайте как можно больше. И даже во время чтения текстов по своей специальности или по изучаемым предметным областям старайтесь привлекать свои эмоции.

УПРАЖНЕНИЕ42 Просматривая текст, найдите слова, описывающие качество предметов, явлений, действий или событий (качество поверхностей или качественный состав одушевленных или неодушевленных предметов, качество выполнения действий или качественные аспекты явлений). Иначе говоря, выделите в тексте то, ЧТО можно ОЩУТИТЬ или ПОЧУВСТВОВАТЬ. Найдя такие слова, приостановите чтение и как можно насыщеннее вызовите соответствующее ощущение или чувство. Постарайтесь запомнить ощущение или чувство. Теперь можно искать следующие слова.

Закончив работу с текстом, вспомните как можно больше ощущений и чувств, вызванных содержанием текста. Вспомнив соответствующие им мысли, произнесите их содержание.

УПРАЖНЕНИЕ 43 Быстро прочитывая строчки, в каждой из них выделите слова, обозначающие эмоциональное состояние человека (сами назовите какое-нибудь чувство или ощущение):

ум, гнев, лень, сила, стыд, злоба, скука, страх, тоска, удаль, апатия, грусть, истома, отвага, паника, печаль, садизм, скорбь, цинизм, эгоизм, ярость, величие, веселье, героизм, доброта, жалость, зависть, красота, надежда, счастье, тревога, бессилие, бодрость, верность, досада, безумие, радость, волнение, глупость, гордость, грубость, жадность, кротость, наглость, зрелость, лживость, мазохизм, мудрость, нежность, оптимизм, отчаяние, ревность, скупость, смирение, терпение, умиление, уродство, фантазия, хитрость, щедрость, игривость, мрачность, ненависть, пессимизм, ранимость, раскаяние, самолюбие, тщеславие, упрямство, храбрость, цельность, честность, энтузиазм, авантюризм, азартность, активность, бесстрашие, вежливость, властность, душевность, жеманность, жизнелюбие, ласковость, манерность, надежность, невежество, отважность, отвращение, равнодушие, холодность, безразличие, беспечность, благочестие, величавость, ветреность, властолюбие, ворчливость, демократизм, ироничность, искренность, крикливость, критичность, любопытство, нервозность, одиночество, правдолюбие, раздражение, сердечность, уверенность, аккуратность, благородство, беспокойство, враждебность, голосистость, деликатность, догадливость, заботливость, загадочность, задумчивость, изменчивость, истеричность, молчаливость, терпеливость, хвастливость, энергичность, агрессивность, аристократизм, беззаботность, безнадежность, беспощадность, благодарность, болезненность, насмешливость, разочарование, сладострастие, талантливость, авторитарность, авторитетность, внимательность, внушительность, восторженность, мечтательность, экспансивность, взволнованность, любвеобильность, ответственность, разговорчивость, жизнерадостность, работоспособность, темпераментность, чувствительность, впечатлительность, благожелательность.

ВОЛЯ И ПАМЯТЬ

Подготовка к запоминанию и Интерес к содержанию я Интерес к процессу запоминания я Настроение

я Уверенность в достоверности информации я Уверенность в необходимости запоминаемой информации я Уверенность в способности к запоминанию я Приложение

Аутогенная тренировка я Практика

ПОДГОТОВКА К ЗАПОМИНАНИЮ

В основе памяти лежат психические и биохимические процессы. Как и любые другие, психические и биохимические процессы могут протекать быстрее или медленнее. От того, с какой скоростью они протекают, зависит, как ТОЧНО, как БЫСТРО и как МНОГО человек может запоминать.

На психические процессы уравновешенный и натренированный человек может воздействовать. Он может управлять течением своих психических процессов (например, может «уговорить» себя с удовольствием запомнить то, что ему в принципе не нравится!). А человек с неустойчивой психикой, не умеющий управлять ею, практически отдается воле случая и подчиняется условиям, которые вокруг него создаются (а ведь создаваться могут условия, неблагоприятно сказывающиеся на запоминании!). Если же человек неоднократно упрекал себя в том, что он плохо запоминает («Опять ничего не помню!»), или он уверен, что все равно плохо запомнит, то психические процессы даже будут ухудшать его природные возможности по запоминанию.

Задача данного Приложениянаучить Вас своевременно создавать такое БЛАГОПРИЯТНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ в сознании, чтобы сопровождающие запоминание психические процессы протекали быстро и без помех.

Биохимические процессы, непосредственно создающие «следы памяти» в мозгу, тоже могут протекать активнее, чем это может происходить при обычном состоянии человека. Для этого нужно до начала запоминания и в процессе запоминания создавать БЛАГОПРИЯТНУЮ БИОХИМИЧЕСКУЮ СРЕДУ в мозгу, которая могла бы способствовать быстрому и точному «росту» нервных образований и нервных волокон в мозгу. Вспомните из школьного курса: для ускорения биологического роста растений можно удобрять почву, а для ускорения химических процессов, например, в растворах можно добавить катализатор. Конечно, это аналогия, но природа процессов все же примерно одинакова.

Обычный человек, приступая к запоминанию, так или иначе проводит подготовку, психологически настраиваясь на восприятие, но делает это бессистемно. Многие даже и не предполагают, что для качественного запоминания требуется определенный психологический настрой. А уж о том, что этот настрой можно вызвать в себе искусственно, путем тренировок, не задумывается почти никто! Вы можете научиться перед началом восприятия любой информации обязательно проводить психологическую подготовку сознательно и грамотно, ввести в культуру умственного труда новый элемент, совершенствующий Вас как профессионального пользователя информацией.

Подготовка начинается тогда, когда запоминающий впервые задумывается над какой-либо проблемой. Постепенно начинает нарастать интерес. А это уже подготовка! Интерес к проблеме побуждает человека искать ответы на возникающие вопросы, отбирать необходимую информацию. Такая работа очень важна: она приводит к пониманию, что нужно усваивать не все, что попадает в руки, а только то, что необходимо для решения конкретной проблемы. Это уже делает запоминание целенаправленным. Хотя и этого недостаточно.

Когда отобрана нужная информация, важно определить, за какой срок она будет усвоена. При этом необходимо ограничить себя во времени. Для этого следует заняться планированием предстоящего усвоения, запоминания и закрепления в памяти.

Важно также определить, на какой срок нужно запомнить информацию. Ведь когда-то усвоенная информация может устареть или стать просто ненужной, и наоборот, когда-то она может очень пригодиться.

Кроме того, необходимо вспомнить все, что Вам уже известно в связи с данной информацией. Перед запоминанием новой информации следует вспомнить предыдущие знания из этой области (школьникам и студентам перед очередным занятием нужно просмотреть предыдущий параграф). Такое припоминание поможет связать уже имеющиеся знания с теми новыми, которые Вы приобретете.

Информация хорошо запоминается, если осознана ее необходимость. В таких случаях появляется интерес к восприятию информации и заинтересованность в прочном усвоении содержания. А это, как показывает практика и как доказывают ученые, гарантирует успех.

Над всеми описанными выше пунктами подготовки к запоминанию ученые работали многие годы. Получен достаточно убедительный материал. Экспериментально показано: если человек начинает восприятие и при этом ставит перед собой определенную цель, намечает пути достижения этой цели, осознает значимость предстоящей работы, припоминает все, что он уже помнит по этой теме, рассчитывает, на какой срок понадобится полученная информация, то запоминание проходит с меньшими усилиями и с большим интересом. Как следствие, продуктивность памяти повышается. И все это происходит, даже если до начала запоминания воспринимаемая информация казалась неинтересной.

Эксперименты позволили установить, что наиболее рационально научить запоминающего перед началом работы в свою подготовку включить действия, активизирующие три параметра:

  1. ИНТЕРЕС к содержанию запоминаемой информации и ИНТЕРЕС к удачному запоминанию;
  2. НАСТРОЕНИЕ (речь идет не только о положительных, но и об отрицательных эмоциях, связанных с отношением человека к воспринимаемым фактам, мыслям или к позиции автора информации);
  3.  УВЕРЕННОСТЬ в достоверности информации и в ее полезности и УВЕРЕННОСТЬ в успешном запоминании.

Планомерную тренировку по формированию навыка подготовки к запоминанию следует проводить в соответствии с полученной схемой: вначале Вы учитесь вызывать интерес, затем уверенность и, наконец, хорошее настроение.

Давайте рассмотрим каждый этап тренировки в отдельности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт