ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ


УВЕРЕННОСТЬ В НЕОБХОДИМОСТИ ЗАПОМИНАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

УПРАЖНЕНИЕ 51 Во время чтения текста или слушания речи по окончании восприятия очередной порции информации (предложение, абзац) быстро объясните себе, где и когда Вы используете ее, что Вы в результате использования получите.

УВЕРЕННОСТЬ В СПОСОБНОСТИ К ЗАПОМИНАНИЮ

Экспериментально было показано, что запоминающие одновременно:

  1. Уверенно владеющие навыками и умениями осмысления информации, уверенные в развитости своего внимания, усваивали информацию лучше, чем те, кто отработал те же умения, но применял эти умения неуверенно (т. е. еще требуется время для закрепления умений);
  2. Четко распланировавшие время на усвоение и свободно уложившиеся в выделенное для восприятия время, усваивали информацию лучше, чем те, кто волновался, что время, выделенное для усвоения, уже вышло, не говоря о тех, кто волновался по поводу возможного плохого усвоения содержания.

Следовательно, нужно сделать все, чтобы в Вас постепенно сформировалась уверенность в том, что за отводимое время Вы способны запоминать информацию в полном объеме и точно. Для этого, с одной стороны, нужно выполнять упражнения, демонстрирующие, что Ваши успехи растут на самом деле, а с другой стороны, внушать себе мысль, что Ваша память достаточно хорошая. Об аутогенной тренировке читайте Приложение.

Обобщая все рассмотренные выше три составные психологической подготовки, можно составить простейшую картину проблемы подготовки к запоминанию:

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Далее предлагается упражнение, обобщающее тему. Это упражнение в нашем курсе очень важное, и, как показывают результаты обучения на курсах тренировки памяти в Школе рационального чтения (ШРЧ), оно принципиальным образом меняет культуру умственного труда. Для получения хороших результатов в проведении подготовки к запоминанию Вам потребуется не менее 4-6 недель непрерывного выполнения этого упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 52 Перед запоминанием содержания текста бегло просмотрите его и ответьте на следующие вопросы:

  1. Стоит ли читать этот текст или достаточно ограничиться его беглым просмотром?
  2. ЧТО следует запомнить из данного материала?
  3. Какова ЦЕЛЬ запоминания: где и когда конкретно будут использоваться полученные знания, каких конкретных результатов можно добиться применением этой информации.
  4. НА КАКОЙ СРОК нужно запомнить информацию?
  5. Какие факты по данной тематике УЖЕ ИЗВЕСТНЫ?

Письменные ответы должны быть краткими, но емкими.

По окончании основательного чтения критически переосмыслите ответы на эти 5 вопросов: определите, соответствуют ли Ваши предположительные ответы, составленные по беглому просмотру текста, новым позициям по этим пунктам, полученным после прочтения текста.

Давайте проанализируем суть предложенных вопросов.

  1. Ответ на первый вопрос даст Вам ориентир в чтении, опуская несущественное, избегая тем самым перегрузки памяти незначительным материалом, экономя время для постижения необходимого и чтения произведений, обогащающих душу и разум. Со временем Вы научитесь грамотно отбирать тексты для чтения, ограничившись лишь беглым просмотром или, наоборот, скрупулезным изучением, в зависимости от необходимости. Пользуясь нашей методикой, Вы научитесь правильно ориентироваться и в тексте, опуская несущественное и твердо запоминая главное. Таких результатов Вы непременно достигнете, если регулярно перед началом чтения будете бегло просматривать текст, отвечая на поставленные вопросы.
  2. Когда Вы привыкнете отвечать на вопрос «Что следует запомнить из текста?», Вы сформируете ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ восприятия. Ведь многие обычные люди не имеют определенной цели чтения и, как правило, читают то, что попадается. Это порождает бессистемность восприятия информации. Напротив, целенаправленное чтение вызывает особый интерес к материалу. Планируя на основе беглого просмотра, что из статьи или книги следует ЗАПОМНИТЬ, Вы выделяете главное в тексте, интересное для Вас, а читая текст, убеждаетесь в правильности избранного, работаете с текстом активно, анализируете его, в отличие от пассивного восприятия текста, когда Вы просто фиксируете, что изложено автором.
  3. В Вашей формулировке стимула обязательно должно содержаться то, что вызовет положительные эмоции. Конечно, стимул может вызвать и отрицательные эмоции. Примером такого стимула может быть опасение получить неудовлетворительный балл или отрицательный отзыв. Но лучше не угрожать себе кнутом, а поманить пряником, т. е. вызвать в себе положительные эмоции в связи с предстоящими успехами в усвоении материала.

    Необходимо любыми средствами проникнуться осознанием пользы от усвоения конкретного материала, особенно в тех случаях, когда ни стимул, ни результат энтузиазма не вызывают, например при подготовке к экзаменам по предмету, который не интересует.

    Для этого можно формулировать промежуточные цели, причем здесь желательна детализация. Например: «Во время работы с этими книгами я обязательно найду интересную проблему, которую нужно разрешить (либо: которую еще никто не исследовал)». Поиск этой проблемы вынудит скрупулезно выискивать ее в тексте, анализируя по ходу дела изучаемый материал. Другой пример: «Во время изучения математического анализа при подготовке к экзаменам у меня будет развиваться аналитическое мышление». В итоге восприятие станет заинтересованным.

    Нерационально представлять себе цель абстрактно, например, в виде достижения светлого будущего в развитии общества или беспредельного совершенствования интеллекта. Цель должна быть выражена конкретно. Здесь важно не ставить перед собой невыполнимых задач! Все задачи должны быть реальны, цели — достижимы, иначе можно потерять веру в себя, разочароваться и не добиться в результате желаемого. Всем известно утверждение, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Ставя перед собой дальнюю (но достижимую!) цель, не лучше ли стремиться все же к более близкому и конкретному, например, инженеру стать старшим инженером, а не сразу великим ученым.

  4.  Определив степень важности избранной для запоминания информации, обозначив цели запоминания, необходимо для себя решить, на КАКОЙ СРОК нужно запомнить те или иные данные. Нет необходимости всю прочитанную информацию хранить в памяти длительное время или пытаться запомнить навсегда все, что хотелось бы запомнить. Ограничив срок годности информации, Вы тем самым создаете в мозгу дополнительные нервные образования, и во время припоминания эти нервные образования помогут вспомнить нужную информацию.

    Часто бывает так, что в сентябре студент, читая текст, может позволить себе не усвоить материал, ведь до сессии еще далеко! Такое чтение не принесет результата. Но если каждый воспитает в себе иное отношение к процессу чтения, тогда даже в сентябре, читая материал, студент будет при чтении представлять, как через три месяца он ответит этот материал на экзамене, если он будет моделировать эту ситуацию, текст будет усваиваться на более высоком уровне.
    Умелое планирование времени работы с книгой и выполнение определенной работы за конкретное время позволит более четко организовать свою работу.

  5. Очень важно ВСПОМНИТЬ УЖЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ, имеющие отношение к запоминаемой информации. Вам, наверное, известно, что если перед прочтением следующей части текста Вы вспомните или просмотрите предыдущие части, то новая информация запомнится лучше, так как будет связываться со старой.

Биохимический процесс образования следов памяти может быть значительно активизирован при использовании уже имеющихся знаний. С одной стороны, на фоне старых знаний повышается актуальность новых, т. е. искусственно создается ИНТЕРЕС к новым знаниям. С другой стороны, образующиеся в памяти следы новых знаний сразу же оказываются связанными с уже имеющимися следами памяти, следовательно, лучше закрепляются в памяти. Понимание этого придает УВЕРЕННОСТЬ В УСПЕХЕ предстоящей работы.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт