ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ


ИНТЕРЕС К СОДЕРЖАНИЮ

УПРАЖНЕНИЕ 44 Перед началом чтения конкретного текста или прослушивания устной речи по конкретной проблеме вспомните все, что Вы знаете по данной теме (проблеме). Во время чтения или слушания каждый новый факт, каждую новую мысль текста сравнивайте с одной или несколькими имеющимися в памяти аналогичными фактами или мыслями.

УПРАЖНЕНИЕ 45 Перед началом чтения текста или прослушивания устной речи вспомните все, что Вам уже известно по теме данного текста, и в письменном виде изложите все факты и мысли. Просмотрев полученные записи, осмыслите каждую отдельную вспомнившуюся единицу информации как часть целой темы (проблемы). Попытайтесь продумать возможные взаимоотношения между единицами информации: что с чем взаимосвязано, что с чем взаимодействует. Ответьте на вопрос: «Какой информации недостает в получившейся взаимосвязанной системе фактов и мыслей, чтобы система оказалась полной, целостной?». Найдите, на какие вопросы по данной теме (проблеме) нельзя ответить, используя только то, что Вы вспомнили.

Во время чтения или слушания проделайте следующие 3 действия:

  • —    оцените, какая информация из прочитываемого текста оказалась Вам знакомой, известной;
  • —    заполните пробелы в изображенной Вами на бумаге системе фактов и мыслей, используя факты и мысли из прочитываемого текста;
  • —    установите взаимоотношения между информацией, которую Вы вспомнили, и информацией из текста.

Приведем некоторые разъяснения к этим упражнениям.

Интерес (на эмоциональном уровне — внешне, на нейрофизиологическом — в действительности) проявляется тогда, когда мозг ОЦЕНИВАЕТ (измеряя разность потенциалов) РАЗНОСТЬ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ЗНАНИЙ, уже имеющихся в памяти, и знаний, извлекаемых из текста:

alt

Причем, если уровни значимости новой информации из текста и уже известной информации очень высоки (на рисунке случай «а»), то разность между ними будет эмоционально более ощутимой («Вот это да! Я-то думал, что.., а на самом деле……!!!»),

чем если бы эта же разность обнаружилась на более низких по значимости для читателя уровнях («Конечно, я теперь понимаю, что думал по-другому, да и ладно, это не столь важно»). В случае «а» интерес к прочитанной информации окажется большим, чем в случае «б»:

alt

Следовательно, чтобы вызвать интерес к каждой отдельной части воспринимаемой информации и ко всей информации в целом, нужно во время восприятия новой информации иметь в активной памяти в готовом виде (чтобы не вспоминать долго) вполне конкретную информацию для сравнения ее с новой запоминаемой информацией. А для этого, соответственно, нужно до начала восприятия вспомнить информацию по теме текста и осмыслить ее. Желательно, чтобы вспоминаемая информация была высокозначимой, увлекательной, нужной.

Как Вы, наверное, поняли, для формирования интереса к чтению текста по какой-то конкретной области знаний нужно, чтобы уже до начала чтения кое-что вспомнилось по данной тематике. Иначе говоря, ЧТОБЫ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ЗАПОМИНАТЬ, НУЖНО ЗАРАНЕЕ МНОГО ЗАПОМНИТЬ!

Но как же быть, если Вы впервые начинаете читать или слушать о том, о чем раньше еще не знали? Разве в этих случаях запоминающий обречен на неинтересное чтение или скучное слушание? Нет! Ведь, как правило, читатель начинает чтение, предварительно составив хотя бы приблизительное представление о его содержании по названию темы. Этого уже достаточно, чтобы еще до начала чтения или слушания иметь в памяти информацию высокого уровня значимости. И, конечно же, следует принять во внимание такую Вашу способность, как воображение. Достаточно Вам хотя бы назвать тему или намекнуть, о чем может пойти речь в тексте или в речи, как тут же подключится Ваше воображение. Через мгновение у Вас в голове уже будут роиться различные варианты мыслей и фактов по данной тематике.

УПРАЖНЕНИЕ 46 В течение недели чтение или слушание любого текста старайтесь завершать формулировкой усвоенных интересных мыслей, фактов, событий. Даже если Вам так и не удастся найти в тексте или в речи для себя ничего нового и интересного, сам поиск интересного, установка на этот поиск активизируют Ваше внимание.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт