ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ


ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ ЗАПОМИНАНИЯ

Экспериментально было показано, что по сравнению с обычным восприятием ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ВОЗРАСТАЕТ при ОСОЗНАНИИ ИНТЕРЕСА К САМОМУ ПРОЦЕССУ ЗАПОМИНАНИЯ (наряду с осознанием интереса к содержанию). Иными словами, если Вы ВО ВРЕМЯ восприятия будете задумываться и над тем, что интересен и сам процесс запоминания («Мне приятно само запоминание!», «Я воспринимаю легко, с удовольствием!», «Сейчас во время запоминания я совершенствую свою память!» и т. п.), то СОДЕРЖАНИЕ воспринимаемой информации усвоите лучше, чем если бы Вы во время восприятия думали только о содержании. Но на самом деле интерес к самому процессу восприятия и запоминания должен проявляться не на сознательном, а на ПОДСОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ (ведь Вы не должны во время восприятия ДУМАТЬ о запоминании и отвлекаться

от содержания). Этого можно добиться путем многократного выполнения упражнений, которые ПЕРЕВЕДУТ УМЕНИЕ интересоваться процессом запоминания в НАВЫКИ. Но в начале все же нужно НАУЧИТЬСЯ ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ ЗАПОМИНАНИЯ, проявляемый сознательно.

УПРАЖНЕНИЕ 47 Во время обычного чтения делайте 5-секундные перерывы через каждые 3-5 минут чтения, чтобы сформулировать мысль «Мне понравилось, что содержание запоминается, а это значит, у меня хорошая память!»

НАСТРОЕНИЕ

Вообще говоря, понятие «настроение» настолько тесно переплетено с понятиями «интерес» и «уверенность», что можно было бы не выделять «настроение» в отдельный раздел. Но в бытовом общении, особенно при рассмотрении проблемы чтения, люди воспринимают «настроение» обособленно. Под нужным для продукгивного восприятия настроением понимаются не только положительные эмоции (когда запоминающий покатывается от смеха), но и недовольство содержанием (правда, недовольство должно быть обоснованным, а не просто: «Не нравится, да и все тут!»), неприятие логики изложения, пусть даже злость по поводу полученных результатов (например, по поводу запоминаемых результатов спортивного матча) и т. п.

Конечно же, УЧИТЬ Вас вызывать настроение не имеет смысла. Вы и так это умеете делать. Мы будем говорить лишь о том, чтобы ПРИУЧИТЬ Вас перед началом восприятия любой нужной Вам информации вызывать какое-либо настроение и в процессе восприятия поддерживать его или менять на другое настроение.

УПРАЖНЕНИЕ 48 Перед началом чтения текста ознакомьтесь с его содержанием путем беглого чтения, определите Ваше отношение к излагаемой в тексте информации и сформулируйте настроение, которое идеальным образом, на Ваш взгляд, отражало бы Вашу АКТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ по отношению к излагаемой информации.

Прочитайте текст, пытаясь в процессе чтения оставаться в активной (не безразличной) позиции. Закончив чтение, мысленно пройдитесь по содержанию прочитанного текста, вспоминая, какое настроение и как помогало Вам не терять активность во время чтения.

Если задуматься над известным выражением «Мы радуемся от того, что смеемся, мы печалимся от того, что плачем», то можно придумать упражнение, которое смогло бы развивать навыки искусственного возбуждения настроения. Например, упражнение 49.

УПРАЖНЕНИЕ 49 Просмотрите текст с целью выявления позиции автора. Затем, сформулировав свое конкретное отношение к позиции автора, изобразите мимически (выражением лица) это отношение перед зеркалом. Глядя на свое лицо в течение 1-3 минут, оцените свое эмоциональное состояние в связи с содержанием текста.

УВЕРЕННОСТЬ В ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Проблему УВЕРЕННОСТИ во время восприятия информации условно можно разделить на три части: уверенность в достоверности информации; уверенность в том, что можно будет получить конкретную пользу от применения усвоенной информации; уверенность в том, что информация запомнится за отведенное для этого время. Рассмотрим три части по отдельности.

Понятно, что продуктивность памяти зависит от активности позиции воспринимающего по отношению к информации. Активность проявляется в том случае, когда запоминающий либо АБСОЛЮТНО СОГЛАСЕН С излагаемыми фактами и мыслями и очень доволен этим, либо, наоборот, АБСОЛЮТНО ПРОТИВ и очень «зол» по этому поводу. Хорошо было бы Вам приучить себя ВСЕГДА проявлять ту или иную активную позицию. К сожалению, еще в школе многие привыкают все воспринимать как АБСОЛЮТНУЮ правду.

УПРАЖНЕНИЕ 50 Читая тексты или слушая устную речь, мысленно ставьте «плюсы», если Вы абсолютно согласны с излагаемой информацией, или «минусы», если абсолютно не согласны. Если по поводу какого-то факта или какой то мысли Вы не можете высказать своего отношения, то поставьте знак вопроса«?».

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт