УСЛОВИЯ ПОВТОРЕНИЯ


Активизация работы мозга

Процесс повторения — монотонный процесс. Он быстрее, чем чтение или слушание, утомляет мозг. Чтобы время от времени повышать мозговой тонус, Вам предлагается ряд упражнений. Каждое упражнение следует выполнять несколько раз.

Руками «напишите» на воображаемой доске буквы. Воображаемая доска должна располагаться в разных плоскостях: напротив Вас, ребром к Вам и вертикально, ребром к Вам и горизонтально.

Правой рукой на воображаемой доске перед Вами и одновременно левой ногой на полу «напишите» буквы. Поменяйте руги и ноги.

Дышите глубоко, расслабьте плечи

и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

Возьмитесь за спинку стула. Поставьте вперед правую ногу и немного согните ее в колене. Левая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперед и выдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох. Чем больше согнута находящаяся впереди нога в колене, тем большее растяжение чувствуется в икрах сзади. Поменяйте ноги.

Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо. Левая ступня должна быть направлена строго прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните одновременно с напряжением правой ноги. Выполните то же самое левой ногой.

Согните левое колено, «приклейте» голову к левому плечу и вытяните руку, показывая пальцем поперек комнаты. Используя грудную клетку, двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала восьмерку. Смотрите дальше пальцев. Повторите движение другой рукой.

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

Как запоминать стихи

Стихотворные произведения, как и другие тексты, реализуются через содержание и форму. Для того чтобы стихотворения вспоминались легко, нужно основной акцент сделать на его форме. Причем особую роль в стихотворении играет ВНЕШНЯЯ форма текста, которая, в конечном счете, создает его внутреннюю форму.

Ритмический рисунок стихов, отмеченный Иваном Буниным словами «этих строк размеренное пенье», помогает запоминанию. Для того чтобы лучше пользоваться этой помощью, нужно ознакомиться с законами стихосложения. Это позволит Вам во время заучивания стихотворения обращать внимание на слог автора. Если

Вы не имеете природных способностей легко запоминать стихи, то следует хорошо разбираться в ямбах, хореях и т. п.

Так же, как и при запоминании обычных текстов, во время заучивания стихотворения нужно выделять понятия и мысли, фиксируя соответствующие им образы, фиксируя сопровождающие их эмоции. Причем для стихов образы и эмоции играют огромную роль. Ведь быстроту припоминания (а быстрота припоминания следующей строчки стихотворения обязательна при воспроизведении) обеспечивают ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА (каждая часть стихотворения должна за мгновение до его воспро-

изведения уже вызвать соответствующую сильную эмоцию) и ТОЧНОСТЬ каждого образа (если написано «хныкать», то и нужно представить образ хныканья, а не образ плача, рыдания или расстройства).

Развивая навыки запоминания стихов, большое внимание уделите развитию образности мышления (см. конец раздела «Мышление и память»). Кстати, сам процесс заучивания стихов является способом развития образности мышления, а следовательно, и развития памяти вообще. Именно поэтому заучивание стихотворений предлагают как один из способов развития памяти. Но все же следует отметить особенность образного мышления в запоминании стихов — здесь образы должны быть особенно тщательно сформированы в воображении. Непозволительно во время запоминания стихов образы представлять размыто, неконкретно, без выделения в них всех обязательных деталей. Образы всех встречающихся в стихотворении понятий, включая несущественные детали, должны надежно фиксироваться в памяти. Для этого во время каждого повторения строчек стихотворения следует опять и опять вызывать соответствующие образы.

Эмоции при запоминании стихов и при их воспроизведении лучше работают, если Вы применяете эмоционально-ролевой метод заучивания стихов. Суть метода заключается в том, что нужно:

  • —    обыгрывать роли персонажей стихотворения;
  • —    или роль слушателя, которому лирически описывают сюжет стихотворения.

Эмоционально-ролевой метод заучивания стихов является профессиональным методом для актеров сцены. И потому применение этого метода требует специальных тренировок прежде, чем он начнет давать плоды.

Технику эмоционально-ролевого метода нужно начинать применять после того, как запомнилась основа стихотворения или его части и Вы легко воспроизводите строчки. В применении к частям стихотворения, в которых даются монологи или диалоги, техника заключается в том, что Вы, декламируя речь одного персонажа, представляете себя в его роли, декламируя от имени другого, — в роли другого. При этом, каждая роль включает в себя 4 конкретных компонента:

  • —    одежда персонажа (конкретные элементы одежды, цвета и формы) и то, что персонаж может держать в руках;
  • —    окружающая обстановка (конкретная мебель и конкретные лица, с которыми ведется беседа);
  • —    цель персонажа в данный момент времени;
  • —    сопровождающая речь эмоция (на основе конкретного чувства или конкретного ощущения).

В применении к частям стихотворения, в которых дается лирическое описание природы, техника эмоционально-ролевого метода заключается в следующем: в каждый момент воспроизведения конкретного элемента природы ярко представить себе его образ и вызвать ассоциирующееся с этим элементом чувство. Вызванное чувство следует усиливать до тех пор, пока Вы не перейдете к следующему элементу описания природы. Если же в строчках стихотворения дается описание внутренних переживаний человека, то достаточно лишь остро почувствовать описанное автором чувство.

Наряду с содержанием стихотворения, логики его изложения (внутренней формы) и его ритмического рисунка (внешней формы) существует еще одна внешняя форма — звуковая.

При запоминании стихов важную роль играет связное звучание строк. Стихотворения обладают напевностью. Говорят, что одни стихи читаются легко, а другие — трудно. Здесь речь идет о звуковой форме стиха.

Одни люди от рождения запоминают стихи легко. Некоторые взрослые могут вспомнить большие и даже сложные по ритмическому рисунку стихотворения, которые изучали в детстве. Немало и таких, кто после многолетнего перерыва в изучении стихов берется выучить стихотворение и замечает, что оно запоминается легко. В этом нет ничего удивительного, как нет удивительного и в том, что одни люди больше других склонны к игре на музыкальных инструментах.

Школьники и студенты, плохо запоминающие стихи, говорят, что у них плохая память. При этом они могут легко изучать сложные предметы и иметь приличные оценки в учебе. На самом деле это пример отсутствия природной способности СЛЫШАТЬ звуковую форму (напевность, мелодичность) стихов и ЗАПОМИНАТЬ ее. Большинство таких школьников не учатся в музыкальной школе или, если их записали, то учатся нехотя. При этом мы знаем немало случаев среди нашего окружения, когда дети с обычным «музыкальным слухом» вполне сносно играли на музыкальном инструменте после настойчивых занятий.

Взрослый человек, испытывая большие трудности во время запоминания небольшого числа рифмованных строк к предстоящей вечеринке, вспоминает, что в школе учил стихи нормально, и начинает задумываться

об ухудшении своей памяти. На самом деле этот человек просто «запустил» имевшуюся ранее нормальную способность к восприятию звуковых форм. Ведь любые способности (если они не гениальные) нужно поддерживать!

Отсюда можно сделать 2 вывода:

  • —    если Вы от природы не способны слышать и запоминать звуковую форму стиха, то при желании научиться легко запоминать стихи Вы можете настойчивыми тренировками добиться успеха;
  • —    если Вы «потеряли» былые свои способности нормально запоминать стихи, то обычным выполнением упражнений можно восстановить их.

В качестве упражнения для развития способности слышать звуковую форму стиха можно предложить Вам… учить стихи. Но не просто учить, а, запоминая, читать их вслух. Старайтесь учить стихи не «про себя» и даже не «бубня себе под нос», а произнося строчки напевно. Распевайте строчку за строчкой, словно песню. И слушайте самого себя.

Если не будет возможности долго учить стихотворение вслух, то, выучив стихотворение до конца, все же найдите возможность и произнесите его вслух несколько раз.

При этом первые воспроизведения стихотворения вслух нужно сопровождать голосовым выделением первых слов каждой строчки, а после надежного запоминания всего стихотворения — выразительной интонацией обыгрывать сюжет для добавления эмоциональной окраски. Последнее действие поможет улучшить воспроизведение стихотворения, так как профессиональные чтецы в основном работают на эмоциях, а не на содержании.

Можно воспользоваться еще одним приемом: наговорите на магнитофон свое хорошее прочтение стихотворения и прослушивайте запись много раз (десятки, а не единицы!). Конечно, лучше всего найти запись с декламированием этого произведения профессиональным чтецом.

Вот еще несколько общих рекомендаций и способов для тех, кто хочет улучшить свои способности запоминать стихи.

1. Одним из самых эффективных способов научиться запоминать стихи является припоминание его содержания. Если Вы плохо запоминаете стихи, но хотите со сцены декламировать стихи другим, то старайтесь как можно чаще вспоминать и мысленно пересказывать любые стихи. Пользуйтесь любым случаем и вспоминайте: едете ли в транспорте, ожидаете ли какого-то времени, просто отдыхаете в одиночестве.

2.    Заучивайте стихи путем многократного повторения пар строк или четверостиший по следующему принципу:

2 строки;

следующие 2 строки;

4 строки (2+2);

такое же заучивание второго четверостишия;

1 + 2 четверостишия;

заучивание третьего четверостишия;

1+2 + 3 четверостишия;

и так далее до конца раздела, но не более 7-8 четверостиший за один присест (иначе нужно разбить стихотворение на части по 7-8 четверостиший в каждой).

3.    Для тех, кто очень плохо запоминает стихи (но никому об этом не говорит), нужно продолжить закрепление в памяти путем повторения каждого раздела стихотворения (из 7-8 куплетов) в обратном направлении:

последний куплет,

последний + предпоследний

и так далее до начала раздела стиха.

Это нужно делать потому, что при обычном заучивании (как это делают люди, умеющие запоминать стихи без больших усилий) последние куплеты повторяются меньшее количество раз, чем первые куплеты.

Кроме обычных способов запоминания стихов существуют и мнемотехнические. Они нужны в тех случаях, когда в процессе многократного повторения четверостишия нужно быстро вспоминать первые слова каждой строчки. Мнемотехнические способы запоминания стихов помогают и во время запоминания крупных стихотворений, во время повторений целых блоков из многих четверостиший. О мнемотехнических способах заучивания Вы можете прочитать в учебнике Школы рационального чтения (ШРЧ) по мнемотехнике.

В заключение раздела Вам предлагаются выдержки из некоторых книг о запоминании стихов. Обратите внимание, что эти книги изданы в XIX веке и в начале XX века.

Гартенбах Э. Память. Верные средства восстановить потерянную, возрождать новую и сохранять хорошую память до самой глубокой старости. 1872.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт