ПОЛНОЦЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

А теперь поговорим о втором параметре мыслительных процессов, обеспечивающем качество осмысления и запоминания.

В процессе размышлений мозг использует мысли из поступающей информации, находит ответы на поставленные им же вопросы, «копаясь» в памяти, или создает мысли самостоятельно на основе воспринимаемой информации. Нередко информационных данных для размышлений

оказывается недостаточно: то ли автор текста что-то недоговорил, то ли человек сам не обратил внимания на какие-то детали. В итоге содержание текста оказывается усвоенным неполноценно, с разрывами в логике. Такой текст можно и не суметь вспомнить при необходимости: во время припоминания мозг рассуждает последовательно, и если в последовательности есть разрыв, то оставшаяся часть может и не припомниться. Бывало же, наверное, так, что, припоминая информацию, Вы вдруг обнаруживали, что дальше не можете вспомнить. Но достаточно было кому-нибудь подсказать продолжение (восполнить пробел в логике), и Вы уже сами продолжали припоминание. У преподавателей вузов или школ есть хитрый прием: если они на экзаменах хотят помочь учащемуся, то задают наводящий вопрос, а на самом деле дают подсказку. Читать далее «ПОЛНОЦЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»

АКТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Если, выполняя предыдущие упражнения, Вы научитесь во время запоминания рассуждать логично и полноценно, Вы повысите вероятность припоминания всего того, что Вы когда-то запоминали. Но иногда во время восприятия информации (особенно на слух) Вам не хватает времени, чтобы успеть осмыслить ее. Хорошо было бы, чтобы Вы приучили свой мозг работать быстрее. Несколько СЛОВ об АКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.

Быстрота осмысления усваиваемой информации и быстрота запоминания зависят от привычки размышлять как можно быстрее (не быстро вообще, а быстро настолько, насколько позволяют мыслительные способности) и от привычки предугадывать то, что будет в последующих еще не усвоенных частях воспринимаемой информации. Мыслительная активность основывается на постоянной внутренней потребности размышлять непрерывно. Итак, перед Вами стоят три задачи:

  • приучить себя думать быстрее; размышлять непрерывно;
  • научиться улавливать, в каком направлении пойдет содержание текста
  • дальше.

Читать далее «АКТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»

ОБРАЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Рассмотрим теперь четвертый параметр качества мыслительных процессов — образность мышления.

Важной составной частью мышления является воображение. Без активного воображения нельзя достигнуть высоких результатов в осмыслении содержания текстов и нельзя рассчитывать на высокую вероятность припоминания из памяти усвоенной информации. Чем больше Вы будете заставлять свое воображение работать во время запоминания, тем больше оно будет развиваться и тем выше будет вероятность припоминания.

Воображение создает образы (или воссоздает их из памяти, если они уже создавались ранее) при фиксировании в памяти следующих двух видов описываемых в текстах понятий:

  1. Предметы (одушевленные и неодушевленные) с их составными частями, формой и цветом.
  2. Действия, явления либо события со всеми сопутствующими им признаками (траектория или форма, скорость и т. п.).

Читать далее «ОБРАЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

В заключение данного раздела рассмотрим последний, пятый параметр качества мыслительных процессов — ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.

О влиянии эмоций на запоминание написано очень много. Написаны и фундаментальные работы, и небольшие брошюры с рекомендациями. Все они сходятся на следующем: чем эмоциональнее воспринимает человек информацию, тем больше вероятность сохранения ее в памяти, следовательно, тем выше вероятность припоминания информации. Читать далее «ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»

Аутогенная тренировка

Уверенность в своей памяти — гарант запоминания. Если Вы, запоминая информацию, боитесь ее не запомнить, то плохое припоминание Вам уже обеспечено. Если Вы во время запоминания не задумываетесь над качеством усвоения, это тоже плохо, но уже не так. Если Вы во время запоминания уверены, что память у Вас превосходная, Ваша память будет работать наилучшим образом. Как же обрести уверенность? В первую очередь, путем развития памяти. Выполняя упражнения и регулярно оценивая свои успехи в запоминании, Вы с каждым разом будете закреплять уверенность в своих возможностях. Но если Вы еще и начнете ВНУШАТЬ себе мысли о том, что Ваша память действительно великолепна, что Ваше внимание, воображение и мышление способствуют наилучшему запоминанию, результаты станут еще лучше. Читать далее «Аутогенная тренировка»

Подготовка к аутогенной тренировке

Примите нужную позу. Сеансы АТ желательно проводить в положении сидя, лежа или полулежа. Здесь рассматривается обычный классический вид — сидя, в так называемой позе «кучера», предложенной основоположником АТ Иоганном Шульцем. Такая поза наиболее естественна для сеансов во время чтения.

Сядьте на край стула, не откидываясь на спинку. Ноги расставьте так, чтобы они в расслабленном состоянии произвольно не сдвигались и не раздвигались. Корпусу необходимо придать слегка сгорбленную форму, соответствующую полному расслаблению. Голова должна наклониться вперед, но так, чтобы не чувствовать натяжения мышц шеи.

Принять такую позу поможет следующее упражнение: сидя на стуле, потяните тело вверх, поднимите плечи, как бы пытаясь взлететь. Руки в это время должны вяло свисать вдоль тела (представьте себе, что к Вашим плечам присоединены не руки, а какие-то инородные продолговатые предметы). Продержав себя в таком напряженном положении 3-6 секунд, резко сбросьте напряжение, расслабив все мышцы плеч. Тело Ваше осядет, сникнет. Повторите это упражнение несколько раз и попытайтесь достигнуть ощущения того, что верхняя часть корпуса удерживается в вертикальном положении только за счет упругости растянутых мышц тела. Читать далее «Подготовка к аутогенной тренировке»

Словесные формулы установок самовнушения

Нижеприведенные словесные формулы нужны, чтобы внушить себе необходимое для хорошей работы памяти психическое состояние. Произносятся они после погружения в аутогипнотическое состояние. Произносить их следует столько раз, сколько нужно для того, чтобы можно было поверить в их реальность.

В словесных формулах будут использованы 3 ключа. Вам следует их подготовить — придумать три фразы. Первая фраза (ключ № 1) должна ярко и убедительно говорить о легко управляемом внимании. Например, такая фраза «Луч прожектора бьет в одну точку» или фраза «Внимание фокусируется словно через линзу».

Вторая фраза (ключ № 2) должна говорить о том, как молниеносно, точно, образно и эмоционально работает мышление. Можно использовать, например, фразу «Быстрая вспышка молнии».

Третья фраза (ключ № 3) должна говорить о самом главном — о великолепной памяти. Сюда могли бы подойти фразы «Впитывающая губка», «Память — словно мощное устройство, всасывающее любой информационный поток», «Память — мощный компьютер!» и т. п. Читать далее «Словесные формулы установок самовнушения»

ПРАКТИКА

Третья неделя, первый день

Задание для старшеклассников и студентов

Приготовьте школьный параграф или учебный текст, который войдет в экзаменационные билеты. Отсчитайте 10 предложений. Из каждого выделенного предложения текста выпишите по одному ответу на вопрос «О чем говорится в предложении?». Каждое слово или словосочетание полученного списка должно вызывать яркий образ в Вашем воображении. Внимательно перечитав список слов и словосочетаний, запомните их на 100% в данной последовательности.

Теперь перескажите все предложения, вспоминая запомнившиеся слова и словосочетания поочередно. Добивайтесь, чтобы рассказ получался слитным.

По мере возможности в течение Дня несколько раз вспоминайте рассказ. Желательно предложения текста произносить вслух. Читать далее «ПРАКТИКА»

МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ

Муравьиный лев — хрупкое насекомое с длинными тонкими крыльями. Но настоящим «львом» является не взрослое насекомое, а всего лишь его личинка, так как именно личинка муравьиного льва — прожорливый хищник.

Личинка вырывает в песке воронку и прячется на дне. Размеры воронки зависят от аппетита — чем она голоднее, тем больше воронка. Жертва-насекомое, ступив на край воронки, вызывает песчаный обвал. Это сигнал для муравьиного льва: меткими «выстрелами» песчинок он сбивает жертву на дно воронки, а затем убивает ее порцией яда. Он впрыскивает в тело жертвы пищеварительный сок, а позже высасывает тело. Остатки он выбрасывает из воронки ударом головы.

Муравьиные львы способны бороться с насекомыми, превосходящими их размерами в несколько раз. Помогают им в этом щетинки на голове, цепляющиеся за песок, как якоря. Читать далее «МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ»

ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ

  • Организация повторения и Условия повторения
  • Приложение

Как лучше готовиться к урокам и экзаменам Активизация работы мозга Как запоминать стихи и Практика

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ

Со школьной скамьи нам известно: чтобы запомнить текст хорошо, нужно его повторять. И не случайно народная мудрость гласит: «Повторение — мать учения».

Что-то нужно повторять чаще, чтобы лучше запомнить, что-то реже. Повторять усвоенную информацию можно разными способами: пересказывая информацию кому-ни-будь, перечитывая ее или прослушивая повторно, припоминая информацию во время применения на практике или просто припоминая для переосмысления. Одни повторяют все подряд, не отделяя существенное от подробностей, деталей, уточнений. Другие фиксируют свое внимание лишь на основных мыслях. Большинство людей проводят целенаправленные повторения через одинаковые промежутки времени: экзаменационный материалежедневно, стихи — сразу же несколько раз подряд. Читать далее «ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ»